АРХИВ
31.03.2018
РЫЦАРЮ КРАСОТЫ
Оперный бал Елены Образцовой стал приношением великому Дзеффирелли

Когда-то великий итальянский кино- и оперный режиссер выделил Елену Образцову особо, поставив ее на одну ступень с такими богинями экрана и сцены, как Анна Маньяни и Мария Каллас. Вместе они сделали не так уж и много, но те немногие шедевры, что остались, переживут века. Например, венская «Кармен» и киноверсия «Сельской чести», поражающие масштабностью, реализмом и яркой экспрессией. Естественно, что Фонд Образцовой не мог пройти мимо знаменательной даты – 12 февраля Франко Дзеффирелли исполнилось 95 – и посвятил ей традиционный Оперный бал, прошедший в Москве уже в третий раз, теперь на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Выбор площадки для праздничного гала директор фонда Наталья Игнатенко объяснила желанием приобщить к высокому искусству как можно больше зрителей и тем, что многие постановки Дзеффирелли демонстрировались в Москве именно в КДС. Можно также сказать, что масштаб личностей обоих «фигурантов» – и Образцовой, и Дзеффирелли – властно требовал максимально большой сцены. Однако несколько огорчили и акустические несовершенства зала, и погрешности в подзвучке солистов (у некоторых микрофоны время от времени выходили из строя, отчего певцы были вынуждены форсировать звук, чтобы быть услышанными), а также коллективов (из хора и оркестра вдруг вырывались отдельные голоса), поэтому о слитности звучания говорить не приходится. Первые два бала Образцовой проводили в Большом театре, и надо признать, что его Историческая сцена куда больше подходит событию – она все же сочетает в себе масштабность и естественную акустику.

За воссоздание красоты, приверженцем которой всегда был маэстро Франко, отвечал режиссер Марко Гандини – многолетний ассистент Дзеффирелли, его ученик и последователь. Он же выступил и ведущим концерта, ибо предполагавшаяся изначально на эту роль Фанни Ардан (еще одна муза Дзеффирелли) до Москвы не доехала (так же, как и виновник торжества). Два огромных экрана, словно раскрытая книга, демонстрировали кадры из спектаклей и фильмов-опер Дзеффирелли, бессмертные образы, созданные его гением – с участием и Образцовой, и других выдающихся артистов. Оперу дополнили танцем: «Кремлевский балет» и солисты Большого театра Элеонора Севенард и Денис Родькин исполнили хореографическую фантазию на музыку антракта к третьему действию «Кармен» в постановке Владимира Васильева, некогда гениально танцевавшего тореро в дзеффиреллиевской экранизации «Травиаты».

Конечно, в центре повествования был Его Величество Певец: постановки легендарного Франко всегда с уважением и любовью подавали артиста, давая максимально раскрыться его таланту. Вокальная молодежь выступала вместе с признанными мэтрами, среди которых самой яркой звездой оказалась Мария Гулегина. Сегодня певица все чаще поет в России, тем не менее каждая встреча с ней – на вес золота. Сюрпризом оказались арии, выбранные примадонной: Гулегина предстала в двух образцовских ролях – страстной интриганки Эболи из «Дона Карлоса» и жертвенной страдалицы Сантуцци из «Сельской чести», показав, что репертуар меццо ей вполне подвластен. Обе партии уже петы ею не раз (в частности, Эболи – на премьере в Большом в 2013-м), но в контексте данного вечера прозвучали по-особому.

Два тенора из числа мэтров подарили слушателям незабываемые мгновения. Звездный мексиканец Рамон Варгас блистал изяществом во фрагментах из вердиевских «Бала-маскарада» и «Дона Карлоса». Неизвестный пока в России немецко-бразильский певец Мартин Мюле опалил нешуточными страстями во фрагментах из «Кармен», продемонстрировав яркий голос, стабильный вокал и убедительную экспрессию. Третий тенор – молодой белорус Владимир Дмитрук героический держал паритет с неистовой Сантуццей – Гулегиной.

Вероника Джиоева спела трепетную Амелию из «Бала-маскарада» и мятущуюся Аиду – партии, в которых голос певицы буквально расцветает. Феноменальную кантилену подарил залу главный вердиевский баритон Мариинки Владислав Сулимский в большой сцене из «Дона Карлоса». Амплуа Образцовой шикарно реализовали две меццо-сопрано молодого поколения – москвичка Ксения Дудникова и петербурженка Олеся Петрова.

В двух ансамблевых сценах убедительно прозвучали артисты московских театров: в «Бале-маскараде» – Лидия Светозарова, Дмитрий Скориков и Михаил Гужов, в «Кармен» – Цветана Омельчук, Эльмира Караханова, Богдан Волков и Максим Перебейнос. Московский государственный симфонический оркестр и ансамбль «Мастера хорового пения» уверенно вел талантливый молодой дирижер Тимур Зангиев, экстренно заменивший Олега Каэтани и блестяще справившийся с задачами музыкального руководителя бала.

Поделиться:

Наверх