АРХИВ
16.02.2016
«ЛИКИ СОВРЕМЕННОГО ПИАНИЗМА»
Этот международный фестиваль, основанный Валерием Гергиевым вместе с сербской пианисткой Мирой Евтич, каждый год в апреле и декабре собирает поклонников фортепианного искусства. Он хорошо прижился в Мариинском театре и в последнюю декаду ушедшего года состоялся уже в десятый раз.

Насыщенная программа из восемнадцати концертов в четырех залах представила 26 музыкантов разных возрастов и регалий: от маститых профессоров и артистов с мировым именем до молодых ребят, только начинающих свой путь на пианистическом поприще.

Главной фигурой фестиваля стал корифей академической сцены Ефим Бронфман, входящий сегодня в топ лучших пианистов мира. Перед своим выступлением в Петербурге Бронфман провел серию вечеров в Берлине, на которых сыграл все фортепианные сонаты Сергея Прокофьева. Один из этих концертов, включивший в себя, пожалуй, самые знаменитые прокофьевские сонаты (Пятую, Шестую и Седьмую), пианист повторил в Концертном зале Мариинского театра 24 декабря. Это событие стало замечательной преамбулой к объявленному в России Году Прокофьева, чье 125-летие со дня рождения будет отмечаться в апреле.

Родившийся в Ташкенте, но получивший основное музыкальное образование в Израиле и в Соединенных Штатах Ефим Бронфман тем не менее в своей игре следует традициям русской фортепианной школы. В его манере, в то, как он погружается в исполняемое произведение, даже в качестве звука явственно ощущается гилельсовское начало. Так же, как и пленивший в свое время весь мир великий советский пианист, Бронфман во время игры становится проводником, делающим возможным диалог ушедших мастеров с современным слушателем. Сонаты Прокофьева были исполнены с оркестровой яркостью, предельно ясно и с огромным вниманием к каждой детали. Яростный, неукротимый напор финала Шестой, заклинание-наваждение финала Седьмой сонаты соседствовали с трепетной лирикой первой части и шутливым диалогом из второй части Пятой сонаты. Это был тот самый Прокофьев-эксцентрик, который часто за бравадой и эффектной позой скрывал тонко чувствующую душу художника, прозревающего бури и катаклизмы XX века по всей Земле.

Перед прокофьевской программой Бронфман выступил на фестивале с оркестром под управлением Валерия Гергиева, сыграв сложнейший Второй концерт Бартока и также поразивший невероятной техникой, особым тембровым слышанием инструмента, благодаря которому рояль звучал подобно оркестру, отражающему посланные дирижером энергетические разряды. Даже сыгранная на бис шумановская «Арабеска» прозвучала у Бронфмана скорее как «симфоническая зарисовка», нежели «листок из альбома»…

Особое внимание на фестивале было уделено лауреатам Конкурса Чайковского. Пять молодых призеров (Даниил Трифонов, Дмитрий Маслеев, Сергей Редькин, Лукас Генюшас, Даниил Харитонов) приняли участие в сольных и оркестровых программах. Обладатель Гран-при XIV конкурса Трифонов дважды выступил вместе со своим учителем Сергеем Бабаяном. 24 декабря на новой сцене Мариинки они исполнили Моцарта и Баха, а 26-го в Концертном зале театра представили романтическую программу памяти Веры Горностаевой с фортепианными двухрояльными сюитами Рахманинова, фа-минорной четырехручной Фантазией Шуберта и Andante с вариациями Роберта Шумана. Дуэт Трифонов – Бабаян относится к тем удачным ансамблям, в которых музыканты разных темпераментов и возрастов прекрасно дополняют друг друга, выстраивая сокровенный диалог. Сидящий за вторым роялем Сергей Бабаян выступал в роли мудрого наставника и мягко направлял, а если надо и «остужал» порывы Даниила Трифонова. В знаменитом моцартовском двойном Концерте ми-бемоль мажор к артистам присоединился вставший за пульт Валерий Гергиев: дирижируя камерным оркестром, он подчеркивал нужные акценты, вылепливал фразы, пребывая в постоянном взаимодействии с солистами, и это был полет фантазии и вдохновения. Решив на бис повторить финал в полтора раза быстрее, Гергиев так и не смог подчинить себе Бабаяна, который, вступив вслед за подхватившим импульс дирижера Трифоновым, мягко и постепенно осаживал темп, безупречно артикулируя каждый пассаж, чтобы ни в коем случае не скатиться в бессмысленный «чес».

Одним из почетных участников фестиваля стал профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский, отметивший 60-летие творческой деятельности. Мастер дал сольный концерт, а также представил четырех своих учеников: Михаила Турпанова, Юрия Фаворина, Кехай Сорита и Андрея Шичко, каждый из которых сыграл по фортепианному концерту с оркестром Мариинского театра (дирижировал болгарский музыкант Миша Дамев). Среди выступавших сильное впечатление произвели японец Кехай Сорита, игравший «Рапсодию на тему Паганини», и москвич Юрий Фаворин, отважившийся исполнить Фортепианный концерт Арнольда Шёнберга.

Фото Валентина Барановского

Поделиться:

Наверх