АРХИВ
29.11.2013
ПОД ЗНАКОМ ТЕАТРА

22 октября в Прокофьевском зале Музея музыкальной культуры им. Глинки состоялся монографический вечер московского композитора Сергея Чечётко. Представленная на концерте камерная и вокальная музыка сопровождалась пояснениями искусствоведа Светланы Галагановой, а сам автор выступил в роли концертмейстера.

Музыка С. Чечётко в некотором смысле необычна: она не лишена оригинальности, хотя в ней нет переосмысления трактовки инструментов, нетрадиционных приемов звукоизвлечения или новаторства в области музыкального языка. Ее особенность – это индивидуальное, авторское смешение театральной действенности и яркой концертности, отодвигающей на второй план лирическое начало (которое, конечно, не отсутствует вовсе). Театральность неслучайна – композитор на протяжении многих лет работает главным концертмейстером театра «Геликон-опера» и прекрасно знаком с законами сцены и сценической музыки. Возможно, с этим связан и тот факт, что большинство сочинений автора – программные.

Концерт открылся премьерой «Шести эпизодов для скрипки и фортепиано» (кстати, именно это сочинение Чечётко будет представлено на фестивале современной музыки «Московская осень»). Это цикл миниатюрных пьес, каждая из которых имеет название: «Раздумье», «Зарождение», «Движимая сила», «Разоренная Россия», «Интерлюдия», «Стремление». Любовь автора к скрипичному тембру очевидна: во втором отделении прозвучали концертная пьеса для скрипки соло «Музыкант на празднике» – масштабная фантазия, своеобразный калейдоскоп ярких виртуозных скрипичных фактур, и «Адажио» для скрипки и фортепиано – романтическая пьеса, максимально контрастная предыдущей. Все сочинения с большим воодушевлением и техническим мастерством исполнила Анастасия Стрельникова.

Большое место в программе было уделено сочинениям для голоса в сопровождении фортепиано. Четыре романса («Развела тебе в стакане» на слова М. Цветаевой, «Береза» на слова С. Есенина, «Когда бы я…» и «Гроза» на слова Н. Заболоцкого) прозвучали в исполнении солистки «Геликон-оперы», заслуженной артистки России Светланы Создателевой. Изобретательное сочетание мелодии и декламации, вокальное и актерское начало – все это было прекрасно подано певицей. Свойственная вокальной музыки Чечётко сценичность еще ярче раскрылась в «Мухе-цокотухе» из оперы «Чукоккала» на слова К. Чуковского. Эта довольно крупная оперная моносцена превратилась в исполнении солиста «Геликон-оперы» Андрея Паламарчука в яркий концертный номер, полный театральной эмоциональности и необходимой для жанра ироничности.

Одними из самых приятных музыкальных впечатлений концерта стали сочинения для кларнета и фортепиано, представленные автором с кларнетистом Валентином Азаренковым: «Игра в шахматы» и «Триптих». Особенно стоит отметить второе – весьма тонкое и глубокое сочинение, не лишенное свежести гармонии в условиях полнозвучной романтической фактуры. В целом концерт прекрасно ознакомил слушателей с творчеством Сергея Чечётко: не оттолкнув неоправданными экспериментами и счастливо избежав приевшихся штампов, музыка вызвала исключительно положительную реакцию зала.

Поделиться:

Наверх