АРХИВ
01.05.2006
НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ, ПОКА МЫ САМИ ЭТОГО НЕ ЗАХОТИМ

По традиции мы продолжаем знакомить наших читателей с работой методических центров по художественному образованию в различных регионах. Предлагаем вашему вниманию беседу с руководителем Вологодского областного учебно-методического центра по художественному образованию Серебренник Натальей Анатольевной.

- Расскажите о характерных для вашего региона проблемах.

На начало 2005–2006 учебного года сеть художественного образования Вологодской области состояла из 53 детских школ искусств и 3 средних специальных учебных заведений. В связи с тем, что в нашей области вступил в действие федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации , с января 2006 года 6 школ перешли в ведомство образования, а 47 остались в подчинении ведомству культуры. Такая ситуация сложилась потому, что в ряде муниципальных образований либо полностью ликвидированы отделы культуры, либо за ними сохранены функции обеспечения деятельности музеев, библиотек, дворцов культуры.

Всего в ДМШ и ДШИ учится примерно 5 процентов от общего числа обучающихся во всех образовательных учреждениях Вологодской области. Это не так много, но нужно учесть, что по географическим масштабам наш регион достаточно велик, а плотность населения небольшая. Для курирования всех школ образовано 7 методических объединений, и главной проблемой остается удаленность школ друг от друга – иногда это расстояние составляет 200-300 километров. Однако обмен информацией методического центра со школами не затруднен, его обеспечивают современные технологии, а вот приехать на какой-либо конкурс или семинар представители отдаленных школ не всегда могут: проблема заключается в финансировании школ – муниципалитеты не имеют достаточных средств.

- Каково ваше отношение к переподчинению школ?

На мой взгляд, переподчинение вряд ли дает школам что-то положительное, так как для департамента культуры сеть художественного образования была приоритетным направлением, а у общего образования приоритеты иные. И мы обеспокоены, как бы наши школы не оказались «за бортом» финансирования или не перешли на финансирование по остаточному принципу. Такие опасения резонны потому, что, возможно, дополнительное образование будет идти что называется «последней строкой» в бюджете. Школы, которые не захотели прилагать усилий, чтобы остаться в сфере культуры, школы, чье руководство оказалось пассивным, безразличным, вот те школы и перешли в другое ведомство. А ведь и департамент культуры, и методический центр пытались сделать все, чтобы научить их, как действовать в создавшихся условиях, как не растеряться и не поддаться стихийному настроению переподчинения. Но выход есть, просто многие его не видят.

- Как вы объясняете пассивность некоторых руководителей?

В основном руководителями ДМШ и ДШИ работают все еще люди старой советской эпохи. А советский руководитель всегда знал, что все уже заранее решено за него. И не надо прикладывать особых усилий для того, чтобы что-то произошло. Но в наше время школа уже не может так существовать. Для того чтобы школа стала формирующим элементом городской среды, она должна отстаивать свою активную позицию. Например, у нас есть школа, которая боролась, чтобы остаться в сфере культуры. Это ДМШ в городе Тотьме. Школа несколько раз буквально переходила «из рук в руки», и, тем не менее, коллектив под руководством директора Мишиной Татьяны Вячеславовны отстоял свое право быть в ведомстве культуры. Так что, когда у руководства школ и отделов культуры есть активная позиция, на уровне муниципалитетов эту позицию возможно отстоять. В первую очередь, по нашему глубокому убеждению, активной и четкой должна быть позиция директора школы. Чтобы не отстать от социально-экономического ритма нашего времени, он обязан обучиться многим вещам, которых не знал да и не должен был знать.

- Здесь, вероятно, особенно важна работа курсов повышения квалификации?

Сейчас большинство заинтересованных руководителей пытаются определить место школы в современном социуме. Для того чтобы руководитель умело управлял экономическими механизмами деятельности школы и грамотно формировал концепцию развития образовательного учреждения, ему необходимы специальные знания. Областным учебно-методическим центром разработан план повышения квалификации административного аппарата школ: раз в два года директора школ и их заместители проходят повышение квалификации. И, если с директорами рассматриваются вопросы нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения деятельности учреждения, встраивания школы как образовательно-культурной ячейки региона в современную систему образования, разработки стратегии развития школы, то завучей мы обучаем технологиям написания образовательных программ, ведению учебной документации, планированию и организации методической работы. В 2006 году мы планируем курсы повышения квалификации для руководителей школ с обучением их менеджменту, маркетингу, фандрайзингу. Школа должна стать не только образовательным, но и культурообразующим аспектом социума, и пассивная позиция руководителя здесь неприемлема.

Система курсов повышения квалификации, предлагаемая методическим центром, выстроена в трех направлениях: курсы, проводящиеся на базе Вологодского областного музыкального училища, курсы с выездом ведущих преподавателей области в школу региона или методическое объединение, курсы по накопительной системе

- Кто проводит курсы повышения квалификации?

Областной учебно-методический центр – структурное подразделение Вологодского областного музыкального училища. Создание центра при училище не случайно. Педагогический коллектив училища состоит из неординарных, ярких, уникальных в своем роде преподавателей. За 87 лет деятельности в училище накоплен огромный опыт работы с учащимися по разным музыкальным специальностям.

Центр тесно сотрудничает с московским Фондом «Содействия развитию образовательных учреждений культуры», Научно-методическим центром Федерального агентства по культуре и кинематографии, Вологодским государственным педагогическим университетом и другими учреждениями. В числе руководителей курсов повышения квалификации были такие специалисты, как ведущий специалист Федерального агентства по культуре и кинематографии Ирина Михайловна Багаева, директор Научно-методического центра по художественному образованию Ирина Ефимовна Домогацкая, генеральный директор Российского музыкально-информационного центра Александр Владимирович Карманов и многие другие. Мастер-классы проводили профессора и преподаватели Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Саратовской и Петрозаводской консерваторий, РАМ им. Гнесиных. В 2005 году у нас состоялись замечательные курсы, где мастер-классы по специальному фортепиано прошли под руководством профессора РАМ им. Гнесиных Скавровского Алексея Григорьевича, доцента кафедры специального фортепиано Московской консерватории Островского Рувима Ароновича. В прошлом году мастер-классы по народным инструментам проводили преподаватели МГИМ им. Шнитке Вадим Кузнецов (гитара) и Галина Ом (домра), профессор Челябинской академии музыки Николай Ищенко (баян) и другие.

С интересными наработками, программами и мастер-классами выступают и ведущие преподаватели наших ДШИ и училищ. Их опыт очень ценен для педагогов, особенно начинающих. Молодым специалистам, имеющим хорошую теоретическую подготовку, необходима помощь в овладении практическими навыками работы. И в этом им очень помогают лекции и мастер-классы наших преподавателей-стажистов.

Очень востребованы курсы дополнительной специализации «Обучение игре и аранжировке на клавишных синтезаторах». За последние два года они проводятся уже в пятый раз. Руководитель курсов – ведущий специалист в этой области Игорь Михайлович Красильников.

Центр поддерживает детские школы искусств в их стремлении к созданию программ и методик, ориентированных на раннее эстетическое и художественное развитие детей. Школы области набирают детей в группы раннего развития с 3-4 лет, открывают филиалы в детских садах. Накопленный опыт обобщается на курсах повышения квалификации. В частности, методист центра и преподаватель ДМШ им. В.П. Трифонова Елена Александровна Грязева в ноябре 2005 года провела открытый урок с трехлетними детишками на педагогической конференции преподавателей детских музыкальных школ города Вологды. Этот урок получил высокую оценку со стороны слушателей курсов.

- В каких еще направлениях ведет работу Вологодский областной учебно-методический центр?

Наши традиционные приоритеты – конкурсная, фестивальная, методическая (выявление и обобщение передового педагогического опыта), издательская деятельность. И, конечно, аттестация школ, о которой нужно сказать отдельно. В этой сфере у нас накоплен ценный опыт. С 2003 года мы проводим аттестацию детских музыкальных школ и детских школ искусств совместно с департаментом образования. Отработана четкая схема аттестационной процедуры: всей нормативно-правовой базой занимается департамент образования, а специалисты центра и средних учебных заведений области проводят творческую экспертизу.

В этом году нашим центром совместно с департаментом образования впервые принят единый план работы. Конечно, сотрудничаем только в определенных сферах, но это уже предполагает действия в одном направлении. В нынешней ситуации, связанной с переподчинением школ, мы не стремимся разделить детей на «своих» и «чужих» – наоборот, мы стремимся к объединению и не отказываем в помощи школам, перешедшим в образование. Центр оказывает поддержку в методической и конкурсно-фестивальной деятельности этим школам. То есть они так же могут участвовать в мероприятиях, проводимых центром, и получать информационную и консультативно-методическую помощь.

Научно-практическая деятельность центра отражена в конференциях для преподавателей и руководителей ДМШ и ДШИ, средних специальных учебных заведений. Последняя из таких конференций – Всероссийская конференция по теме «Проблемы музыкознания и музыкального образования» – проводилась совместно с музыкально-педагогическим факультетом Вологодского государственного педагогического университета. Совместно с департаментом образования мы уже в четвертый раз планируем проведение конференции «Взаимодействие учреждений культуры и образования в совершенствовании художественного образования учащихся в Вологодской области».

Центр сотрудничает с методическими службами других регионов. В частности, в июне 2005 года в Краснодарском крае прошла научно-практическая конференция, посвященная партнерству трёх регионов (Архангельской области, Вологодской области, Краснодарскому краю). В целом научная деятельность поставлена у нас достаточно хорошо.

Нельзя не упомянуть и о международных конкурсах, которые проводятся на базах Вологодского музыкального училища и Череповецкого училища искусств и художественных ремесел. Это Губернаторский международный юношеский Конкурс имени Валерия Гаврилина – здесь соревнуются исполнители в номинациях «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Композиторы», – и «Кубок Севера»: международный конкурс исполнителей на народных инструментах. Интерес к этим конкурсам постоянно растет не только в России, но и за рубежом.

А в мае 2005 года мы впервые провели мероприятие, которое надеемся сделать традиционным, – Хоровой собор, посвященный 60-летию Победы. Он объединил почти 1700 участников: 65 хоровых коллективов разных типов, составов и возрастов из Вологодской, Архангельской и Челябинской областей.

Поделиться:

Наверх