АРХИВ
24.01.2017
Прилетит вдруг волшебник
Фестиваль камерной музыки «Возвращение» встретил свое двадцатилетие во всем великолепии: это уже давно не встреча молодых музыкантов, съехавшихся домой на новогодние каникулы, но фестиваль звезд

Пианисты Вадим Холоденко и Александр Кобрин, скрипачи Роман Минц и Борис Бровцын, альтисты Максим Рысанов и Сергей Полтавский, виолончелисты Кристина Блаумане и Борис Андрианов, флейтистка Мария Федотова и многие другие – исполнители международного класса, которым дорога возможность вместе сыграть в Москве в начале января. Одной из сенсаций фестиваля стало участие легендарного музыканта Льва Маркиза: концерт-закрытие завершила «Зигфрид-идиллия» Вагнера, исполненная под его управлением.

Празднование юбилеев без лишнего шума, по-видимому, становится тенденцией. В начале октября свое 80-летие удивительным образом отметил Госоркестр имени Светланова: не было ни официальных речей, ни больших букетов – только музыка и несколько слов Владимира Юровского. Без отступлений от принятого порядка прошло и двадцатое «Возвращение», хотя предыдущий юбилей отмечался с размахом. Десять лет назад вместо обычных четырех концертов дали пять, впервые за всю историю фестиваля повторились сочинения, звучавшие прежде, вышел двойной альбом лучших записей. Теперь же форум был таким, как всегда: три тематические программы плюс «Концерт по заявкам».

«Само по себе отмечание круглой даты мне кажется сегодня неправильным, – говорит Роман Минц, один из основателей «Возвращения». – Фестиваль не должен быть к этому привязан. Юбилеи – это формальность, а я не люблю формальности».

Позиция Минца ясна и вызывает уважение: идеальный способ отметить дату – как можно лучше провести очередные концерты. Следует иметь в виду, однако, что в случае «Возвращения» очередные концерты – это очень много. О том, что фестиваль гарантирует высочайшее исполнительское качество, можно не упоминать, а к названным выше ярким именам впору добавить еще: пианисты Екатерина Апекишева и Андрей Гугнин, флейтистка Мария Алиханова, валторнист Станислав Давыдов, скрипачи Алена Баева и Владислав Песин, кларнетисты Михаил Безносов и Антон Дресслер, гобоист Дмитрий Булгаков – и еще столько же.

Другой фирменный знак – изысканные программы: сочинения не только не повторяются, но и отбираются самым тщательным образом. В результате после каждого «Возвращения» некоторые исполнения запоминаются на всю жизнь. Например, концерт-открытие «Муки любви», где в течение всего первого отделения, за исключением одного номера, за роялем был Вадим Холоденко. В его исполнении вальс Макса Кюсса «Амурские волны», открывший фестиваль, прозвучал без всякой салонности, как приглашение к серьезному разговору, продолжившемуся в двух «Сонетах Петрарки» Листа и достигшему кульминации в «Крейцеровой сонате» Яначека: под этим названием хорошо известен его Первый струнный квартет, однако не все знают, что квартет стал переработкой фортепианного трио с тем же названием (за увлекательную историю утраты и восстановления этого сочинения спасибо буклету фестиваля и его бессменному автору Татьяне Давыдовой).

Среди сильнейших впечатлений второй программы, «Закат», – Фортепианное трио № 2 Шуберта: знаменитый шедевр звучал так, будто для музыкантов его исполнение – вопрос жизни и смерти. Лидировала в ансамбле виолончелистка Кристина Блаумане, тогда как скрипач Роман Минц удивительным образом будто пытался уйти в тень. Впрочем, во второй части, основанной на шведской народной песне, чудеса творили на равных все трое, когда проведение темы у пианистки Екатерины Апекишевой сопровождалось восходящими секстами то скрипки, то виолончели.

Третий вечер, «Эпитафии», открылся Элегией для валторны и фортепиано Пуленка, посвященной памяти валторниста Денниса Брейна. Элегия лишена присущей большинству сочинений Пуленка игривости и напоминает скорее Бриттена; валторна Станислава Давыдова пела так красиво, что лучше, казалось, невозможно, ей вторило фортепиано Якова Кацнельсона.

После антракта к музыкантам присоединился скрипач Борис Бровцын в Валторновом трио Брамса – еще одном раритете. За ним последовал Квинтет для струнных Александра Локшина, где первым среди равных был альтист Сергей Полтавский, чей инструмент звучал, как ангельский голос. Имя Локшина многие явно узнали впервые, хотя это композитор уникального дарования, чьи вокальные симфонии можно сравнить с шедеврами Малера и Берга. (В последние годы фирмой «Мелодия» переиздано несколько его сочинений, среди которых выделяются «Песенки Маргариты».) Известнее имя Ральфа Воана-Уильямса, в первую очередь как автора симфоний, но часто ли мы слышим их, не говоря уже о его камерной музыке? По инициативе пианиста Александра Кобрина программу «Концерта по заявкам» украсил Квинтет для кларнета, валторны, скрипки, виолончели и фортепиано: еще одна жемчужина, которую мы рисковали не услышать никогда, если бы не «Возвращение».

К своему второму юбилею фестиваль очень кстати вернулся из Малого зала консерватории, где проходил трижды, в более привычный Рахманиновский. Трудно объяснить, почему, но Рахманиновский зал подходит ему гораздо больше – это подтверждают и музыканты, – хотя и с трудом вмещает всех желающих. Финальный «Концерт по заявкам», программу которого составляют сочинения, предложенные самими исполнителями, традиционно привлекает особое внимание публики, однако в этом сезоне билеты на него, как и на другие концерты, разошлись еще раньше обычного. В дни «Возвращения» «Фейсбук» был наполнен просьбами о лишнем билете.

Благодаря соцсетям случилось и одно из главных событий фестиваля – выход на сцену 86-летнего Льва Маркиза. Легенда московской музыкальной жизни Лев Маркиз четвертое десятилетие живет в Нидерландах. Около десяти лет назад он почти перестал дирижировать, зато вскоре освоил «Фейсбук», активно следит за российскими общественными и культурными событиями, а, узнав о «Возвращении», год назад принял активное участие в сборе средств на его проведение. По словам Маркиза, все, что он читал о фестивале, напомнило ему об атмосфере его музыкальной молодости, и маэстро написал Роману Минцу о своем желании выступить.

Маркиз – не единственный музыкант старшего поколения среди участников «Возвращения»: на фестивале много лет играет фаготист Валерий Попов, и тем не менее появление Льва Маркиза трудно переоценить. В свое время, более 60 лет назад, он был среди создателей знаменитого Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая, в первом составе которого проработал восемь лет. Позже руководил камерным оркестром Росконцерта, играл в ансамбле «Мадригал» вместе с Андреем Волконским, провел мировую премьеру его «Сюиты зеркал». В 1969 году создал ансамбль солистов из лучших музыкантов Москвы, с которым сделал сотни записей; значительная часть этого безымянного коллектива впоследствии составила основу оркестра «Виртуозы Москвы».

Позже Маркиз окончательно расстался со скрипкой, отдав предпочтение дирижированию. В 1981 году эмигрировал в Нидерланды, где в 88-м создал и возглавлял на протяжении 12 лет камерный оркестр «Новая амстердамская симфониетта», руководил также Камерным оркестром Женевы и коллективом «Виртуозы Италии». Впервые исполнил и записал многие сочинения Шнитке, Денисова и других композиторов. Маркиз не выступал в России с весны 2004 года, когда дал два концерта с Госоркестром, и не был в Москве с лета 2007-го, когда приезжал для работы над изданием книги воспоминаний и бесед «Смычок в шкафу». Впрочем, сенсационность его участия в фестивале не только в возвращении после десятилетнего отсутствия. Для музыкантов, сыгравших под управлением Маркиза вагнеровскую «Зигфрид-идиллию», сама эта возможность – приобретение бесценного опыта, получение благословения, если угодно.

В интервью накануне концерта Маркиз с присущей ему самоиронией говорил: «Оригинал «Идиллии» написан для тринадцати инструментов – пяти струнных и восьми духовых, что оправдывает мое участие в «Возвращении» в качестве скромного «регулировщика», хотя, не сомневаюсь, превосходные музыканты могли бы прекрасно обойтись и без оного!» Возможно, маэстро прав: музыканты действительно играли превосходно; однако это было в том числе и результатом репетиционной работы с Маркизом, приехавшим в Москву неделей раньше. Само его присутствие за пультом рождало ощущение волшебства – чего-то невероятного, что происходит на наших глазах и находит отражение в звуках. Еще одно подтверждение того, что фестиваль «Возвращение» не бывает обычным. Еще одно его событие, которое, без сомнения, запомнится навсегда.

На фото Л. Маркиз

Фото Дарьи Каретниковой

Поделиться:

Наверх