АРХИВ
31.01.2018
ВНЕДРЯТЬ НОВОЕ, СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ
В феврале отметит 125-летие томская Детская школа искусств № 1, открытая при поддержке основателя Императорского Русского Музыкального Общества А.Г. Рубинштейна

В учредительных документах томской ДШИ № 1 датой создания значится февраль 1893 года. В истории музыкального искусства это время знаковых опусов и ярких премьер: в миланском театре Ла Скала репетируют оперу «Фальстаф» Верди, в Париже впервые исполняют Струнный квартет Дебюсси. Чайковский пишет Третий фортепианный концерт и «Патетическую» симфонию, Рахманинов – симфоническую поэму «Утёс». Период культурного и промышленного подъема переживает и сибирский Томск.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В городе уже действуют отделение Государственного банка и торговая биржа, телефонная сеть и первая в Сибири электростанция, открытая в Томском университете. На театральных сценах идут постановки опер и оперетт, активно развивается Томское отделение РМО, расцветает концертная жизнь и домашнее музицирование. Создание профессиональной базы для подготовки музыкантов осознается городской интеллигенцией как актуальная необходимость данного этапа развития. С просьбой помочь открыть музыкальные классы представители города обратились к пианисту, композитору, крупнейшему организатору музыкальной жизни, просветителю Антону Рубинштейну.

«Проследить более чем столетнюю историю очень сложно. Счастье, что в архивах сохранились подлинные документы, – рассказывает директор ДШИ № 1 Лилия Отаровна Усупова. – Только в этом году нам удалось получить архивную справку из Петербурга о том, что было письмо от А.Г. Рубинштейна императору Александру III и что музыкальные классы в Томске были открыты 7(20) февраля 1893 года».

С создания классов фортепиано, скрипки, а затем и вокала, которые вели ученики известных столичных музыкантов и местные талантливые педагоги, и началась история первой в России музыкальной школы, открытой «по ту сторону» Уральского хребта.

Эта история уникальна – в ней отражены разные эпохи жизни страны и более чем вековой педагогический опыт: таким богатым наследием могут похвалиться лишь единицы образовательных организаций. За долгие годы успешной работы у томской ДШИ № 1 сформировались свои принципы, которым следуют все поколения преподавателей: высокий профессионализм, опора на академическую школу и верность принципам классической педагогики. Такой подход вовсе не исключает открытость к передовым методикам и инновациям, но все новшества здесь внедряются после тщательной проверки их необходимости и практической пользы. Так, классы синтезатора и эстрадного вокала открыли, когда поняли, что в них есть потребность – на городских праздниках без эстрадной песни не обойтись, да и владение электронными инструментами сегодня стало требованием времени.

Вот еще пример: работу по подготовке предпрофессиональных программ в Томске начинали задолго до их массового введения. Опытные педагоги и методисты составили более 80 программ по различным специализациям (их в ДШИ 22 по музыкальному и хореографическому направлениям), в которых постарались возродить профессиональный уровень советской школы музыкального образования, являющийся российским «брендом» в мире, утерянным (не секрет) в 80-е гг. прошлого века.

С 2004 года педагогами создаются эксклюзивные авторские программы обучения детей 11–14 лет за 3 года. Благодаря им, опираясь на способность подростков воспринимать сжатую информацию, была дана возможность вокалистам и духовикам получать полноценное образование (включая сольфеджио, музыкальную литературу, слушание музыки) и даже поступать в музыкальные колледжи.

А с 2012 года, с открытием специализации «этнографическое фольклорное творчество», школьный «десант» выдвинулся «в народ». Юные фольклористы ездят в экспедиции, где изучают обряды, уникальную манеру пения и записывают аутентичные произведения народных исполнителей. Этот эксклюзивный материал расшифровывается, обрабатывается и ложится в основу репертуара коллективов, выступления которых на ура принимают не только в родном городе, но и на выездных конкурсах и фестивалях. Специализация уникальна – этнографией дети занимаются крайне редко, поэтому это направление смело можно назвать томским ноу-хау. А также – творческой лабораторией для знаменитого на всю Россию томского ансамбля «Пересек».

Обобщая свой богатый опыт, преподаватели школы ведут активную методическую работу, участвуют в научно-практических конференциях, в том числе всероссийских и международных. Только методических статей за последние годы опубликовано более трехсот. Неудивительно, что из 72 преподавателей школы большинство удостоены наград руководства Томской области, шестеро имеют звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

ТВОРЧЕСТВОМ РАДОВАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ

Следуя одной из традиций, заложенных еще со времен РМО, школа ежегодно проводит концерты и просветительские мероприятия (порой их число доходит до четырехсот!) Где бы ни проходил концерт – в детском саду или общеобразовательной школе, в медучреждении или в детском доме, – главным остается «золотое» правило академической школы: качество исполнения и артистизм.

В ДШИ – пять образцовых детских коллективов. В репертуаре концертного хора «Подснежник» (руководитель Юлия Николаевна Коваленко) – сложнейшие, редко исполняемые произведения Бриттена, Форе, Перголези, Чилкотта, Дженкинса. Самые одаренные школьные певцы входят в состав сводного детского хора Томской области и Детского хора России под руководством Валерия Гергиева. Воспитанники хореографического ансамбля «Карусель» (руководитель – профессиональный танцовщик и хореограф Юрий Михайлович Алексеев) осваивают подлинный фольклорный танец. По плечу талантливым танцорам оказались даже композиции прославленных «взрослых» коллективов, таких как Ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева, Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Особым исполнительским «почерком» обладает ансамбль классической музыки «Канцона» во главе с Любовью Романовной Казанской. Для него характерен экспериментальный подход к репертуару: синтез барокко с современными направлениями, например музыкой «Битлз». Эксперимент оказался успешным – ансамблю присудили Гран-при на Международном конкурсе-фестивале в 2017 году в Красноярске. Еще одно ноу-хау – конкурс исполнительского мастерства преподавателей ДМШ и ДШИ ARS LONGA, который стал настоящим праздником искусства и творческого общения.

И даже теоретические предметы, за которыми незаслуженно закрепилась слава «сухих» и «скучных», становятся в ДШИ № 1 ареной любопытнейших творческих экспериментов. Как результат – заметные успехи учащихся. В числе недавних – звание лауреата II степени у выпускника школы Александра Булатова на музыкально-теоретической олимпиаде «Петербургская весна».

Учащиеся школы удостоены стипендий городского и областного значения, межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» им. И.Н. Вороновой, а сама ДШИ многократно входила в число лучших в России.

ИМЯ ОБЯЗЫВАЕТ

Уже более 10 лет томская ДШИ № 1 носит имя Антона Григорьевича Рубинштейна. Это имя присвоено Межрегиональным конкурсам юных пианистов и юных вокалистов, музыкально-теоретической олимпиаде. Все эти мероприятия инициированы неутомимыми рубинштейновцами и уже стали традиционными.

У школы – грандиозные планы. Из ближайших – юбилейный концерт 28 марта. Жаль, что проходить он будет в зале областной филармонии, а не у себя дома: школьный зал рассчитан всего на 90 зрителей. А если точнее, вовсе он и не школьный: это бывший доходный дом купчихи Орловой, построенный в 1862 году. Так что свое собственное, предназначенное именно для эстетического образования детей здание в центре города для школы пока еще только мечта. И мы очень надеемся, что до ее осуществления не придется ждать следующего юбилея и у ДШИ появится дом, достойный статуса старейшей музыкальной школы страны.

На снимке: Проект «Дети играют с оркестром»

Поделиться:

Наверх