АРХИВ
28.10.2014
ЧИСТО АНГЛИЙСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
23 сентября в Большом зале Московской консерватории состоялся последний концерт фестиваля «От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки». Сочинения выдающихся английских композиторов двух эпох – Ренессанса и современности прозвучали при аншлаге.

Поводов для аншлага было немало. Одним из главных было, конечно, участие в вечере Юлии Лежневой, последние годы привлекающей внимание не только ценителей «исторического» вокала, но куда более широких кругов слушателей. Не менее важным поводом стал прославленный вокальный ансамбль The Tallis Scholars, хорошо знакомый по записям каждому любителю добарочной музыки. Немаловажным фактом было и то, что в этом вечере британский ансамбль объединил свои силы с молодыми российскими коллегами – ансамблем Intrada, за восемь лет существования завоевавшим популярность среди знатоков старинной вокальной музыки. Много интересного вечер сулил и поклонникам современной музыки: бóльшая половина программы принадлежала яркой фигуре XX – начала XXI века сэру Джону Тавенеру (1944–2013) – английскому композитору, с одной стороны, весьма известному, с другой – не то что бы часто звучащему в России.

В первом отделении британские участники исполнили мессу «Западный ветер» Джона Тавернера – выдающегося мастера английского Возрождения, на несколько столетий и одну букву в фамилии отстоящего от героя второго отделения вечера, Джона Тавенера. Утонченный стиль Тавернера великолепно гармонировал с аккуратной манерой исполнения ансамбля, со строгим, в меру напряженным жестом его дирижера Питера Филлипса. Состоящий из десяти человек ансамбль прекрасно озвучивал до отказа заполненный зал; и все-таки было что-то очень трогательное в несоразмерности зала с его огромной сценой и ансамбля, казавшегося маленьким островком в океане и излучавшего спокойную, безмятежную, прекрасную в своей сдержанности радость.

Исполнение было потрясающе выверенным, точным и ровным во всех своих лучших качествах, казалось, никакие нежелательные нюансы, а уж тем более недоразумения просто не могут возникнуть среди этой гармонии. Певцы, с одной стороны, создали замечательную атмосферу для медитации (которой воспользовалась значительная часть слушателей). С другой стороны, обилие в исполнении тонких подробностей и прослушанность всей музыкальной ткани сделали «участливое» следование за мессой и всеми музыкальными событиями в ней увлекательным и доступным даже для неискушенных. Длившаяся немногим меньше часа месса прозвучала на одном дыхании, и публика щедро наградила ансамбль и его руководителя аплодисментами.

Музыка Джона Тавенера произвела впечатление некоего отражения во времени программы первого отделения. Между музыкой двух почти однофамильцев, как между пейзажем и его отражением в водной глади озера, было много общего: сдержанность и одновременно утонченность использования всех выразительных средств, простота и ясность, не переходящая в наивность или примитивизм, духовная направленность, наконец, даже текст (одно из сочинений Тавенера – «Агнец» – написано на тот же текст Уильяма Блейка, который был использован Тавернером в аналогичном сочинении, прозвучавшем на предыдущем концерте фестиваля в Рахманиновском зале консерватории). Прелесть этого отражения была как раз в этом практически невыразимом «почти», которое проглядывало то – наиболее ясно – в гармонии, то в смелых полифонических наслоениях, а то и в куда менее приметных деталях.

Центром второго отделения стали «Requiem. Fragments» («Из Реквиема») – одно из последних крупных сочинений композитора, написанное в 2012 году специально для The Tallis Scholars и их руководителя Питера Филлипса. Для московского воплощения «Из Реквиема» объединили свои силы два вокальных ансамбля, к ним присоединились также струнный квартет и два тромбона. Партию сольного сопрано исполнила Юлия Лежнева; дирижировал Питер Филлипс. Как и в первом отделении, исполнение прошло на высочайшем уровне, и снова, в новом свете, в новых контекстах повторилось все то, что можно было ощутить, слушая Тавернера. Снова можно было выбирать между медитацией и внимательным вслушиванием. Снова по окончании ощущение спокойного, светлого наслаждения перешло в радостный и непосредственный восторг, еще долго поддерживавшийся нескончаемыми аплодисментами и последующими вечерними размышлениями, как всегда после достойного концерта. Так в музыке сложилась величественная арка между эпохами, арка, полностью соответствующая названию фестиваля, – от Тавернера к Тавенеру.

Поделиться:

Наверх