АРХИВ
28.02.2013
ПО СТОПАМ ЛЮТОСЛАВСКОГО

25 января, по случаю 100-летия со дня рождения Витольда Лютославского, в Национальной филармонии в Варшаве состоялось торжественное открытие Года Лютославского. Высокой целью торжества было представить Витольда Лютославского не только как выдающегося деятеля польской культуры ХХ века, но как человека мира, оставившего в своем искусстве послание urbi et orbi.

Лютославский вошел в историю польской и мировой музыки как один из самобытных композиторов, адаптировавших на свой лад новые техники композиции ХХ века, включая, прежде всего, двенадцатитоновую технику, на основе которой создал яркий индивидуальный стиль, но и как личность, никогда не шедшая на компромиссы и сделки с режимом и совестью. Ювелирно используемая им серийная техника служила не только доказательством его виртуозного композиторского мастерства, но была прямым выражением тревожного, неспокойного, мятежного духа. Достаточно беглым взором окинуть список сочинений польского мастера (в котором больше чистой – непрограммной музыки), чтобы убедиться в том, что вечное для него значило намного больше сиюминутного, собственно музыка была превыше политических деклараций, вопреки жестокостям времени, которые пришлось пережить ему и его соотечественникам.

Взывая к вечным и общечеловеческим ценностям, Лютославский в малом всегда видел многое, в деталях – целое, избавляя свое сознание, а вместе с ним и свою страну от узких географических рамок европейской провинции. Сам композитор избегал спекуляций на тему содержания музыки, отвечая дотошным музыковедам, что если и рассуждать о внемузыкальных смыслах, то нужно помнить, что музыка – искусство многозначительное. Тем не менее в продолжение ответа он давал понять, что искусства без жизни не бывает. «Если последняя часть Третьей симфонии держит слушателя в напряжении, то это наверняка неслучайно. Признаюсь, был бы очень горд, если бы мне удалось выразить в музыке то, что могло бы быть связано не только с моими личностными переживаниями, но и чувствами других людей». Его творчество сегодня, в эпоху тотального обесценивания всех и вся не может не служить не только для поляков, но и для всего мира образцом истинной свободы духа.

Однако имя Лютославского и в самом деле должно очень много значить именно для польского самосознания ХХ и теперь уже XXI века, концентрируя ряд качеств и свойств, которые можно считать составляющими генетического кода нации. За этим именем, прославившим род Лютославских, стоят его представители, среди которых и дед Францишек – выдающийся фермер, приведший семейное хозяйство к расцвету, и дядя Винцент – философ, который за свои анархические и антикоммунистические взгляды был запрещен в коммунистической Польше, дядя Ян – инженер с большим списком открытий и общественный деятель, наконец, ксендз Казимеж Лютославский – медик по образованию, создатель знаменитого харцерского креста. Поистине это был золотой генофонд нации…

Концерт-открытие Года Лютославского прошел с участием выдающейся скрипачки Анне-Софи Муттер, выступавшей в сопровождении Симфонического оркестра Национальной филармонии под управлением маэстро Антони Вита, и собрал в Варшаве представителей культурной элиты Польши. В зале были режиссеры Кшиштоф Занусси и Анджей Вайда, которого с композитором связывали годы дружбы, музыковед Кшиштоф Мейер, автор двухтомной биографии о Лютославском, композитор Кшиштоф Пендерецкий, который признался в том, что будучи ярко выраженным авангардистом не испытывал влияния старшего современника, однако позже прислушался к его сочинениям и высоко оценил их. В творчестве Лютославского Пендерецкий видит очередную вершину в истории польской музыки после Шопена и Шимановского.

Исполнители и произведения для этого концерта были выбраны неслучайно. Маэстро Антони Вит, много лет лично знавший своего старшего современника, вошел в историю как дирижер, записавший на фирме Naxos все оркестровые сочинения Витольда Лютославского. Анне-Софи Муттер была первой исполнительницей «Цепи-II» в Цюрихе в 1986 году, написанной по заказу дирижера и мецената Пауля Захера. По ее словам, Лютославский в этом сочинении открыл для нее «совершенно новый мир современной музыки как таковой. Это было так, будто я встретилась со звездой на небе. Я подумала, что если бы стала сочинять музыку, то писала бы именно в таком духе». Третья симфония (1981 – 1983) олицетворяет зенит симфонического творчества композитора, в котором нашли применение новые элементы музыкального языка. В руках мудрого маэстро Вита, деликатно ведшего оркестр Национальной филармонии, она прозвучала как ряд короткометражных экспериментальных фильмов об изменчивых состояниях психики. Партитура симфонии выдавала человека высочайшей степени интеллигентного, с необычайно ясным изобретательным умом, способного силой мысли изменять действительность. Интерлюдию для оркестра (1989) сменила Партита в версии для скрипки и оркестра в исполнении Анне-Софи Муттер. Игра стройной, с балетной выправкой скрипачки была воплощением рацио, звучащим интеллектом, совершенной в своих пропорциях, в то же время нервной и обостренной до предела, напоминая оголенный высоковольтный провод. Возникла абсолютная убежденность в том, что сегодня эта музыка резонирует как никогда прежде, ее диссонансы воспринимаются терапевтическими консонансами, а за консонансами, напротив, жди подвоха и измены. Открывался концерт мировой премьерой небольшого сочинения Павла Шиманьского Sostenuto для оркестра. Знавший композитора лично, находящийся под сильнейшим влиянием его творчества, Шиманьский так объяснил название мемориальной пьесы: «Когда он ушел, это было так subito, как в его последнем сочинении, в это было трудно поверить, потому что в жизни он всегда был очень sostenuto».

К празднованию года национального классика ХХ века, прославившего Польшу в мире вслед за Шопеном и Шимановским, в Варшаве подошли не просто основательно, но глобально, использовав все возможные ресурсы и начав с Министерства культуры и национального наследия. В его подготовке приняли участие ведущие культурные институции, включая Институт Адама Мицкевича, Институт музыки и танца, Общество им. В.Лютославского. Календарь музыкальных событий, связанных с ретроспективой творчества композитора, не может не впечатлить как уровнем и количеством исполнительских имен, так и географией концертных залов (свыше 100 событий в 40 городах 18 стран мира), где будут исполнены фактически все сочинения Лютославского. На протяжении этого года в концертах в Национальной филармонии в Варшаве выступят лучшие из лучших польских и зарубежных исполнителей, как молодые, так и мэтры. Среди них польские сопрано Ольга Пасечник (вокальный цикл Chantefleurs et Chantefables), Эльжбета Шмытка («Силезский триптих»), меццо-сопрано Анна Радзеевска (Песни на слова Казимиры Иллаковичувны), выдающийся британский тенор Йэн Бостридж (Paroles tissées), международная когорта дирижеров – Кшиштоф Пендерецкий, Лукаш Борович, Якуб Хренович, Михал Двожиньски, Роберто Аббадо, Александр Лазарев, Эса-Пекка Салонен, Владимир Ашкенази, Джон Сторгардс, Фран Оллу, Николае Молдовеану, пианисты Даниил Трифонов, Петр Яблонски, Катя и Мариэль Лабек (Вариации на тему Паганини для 2-х фортепиано) и многие другие.

С 21 по 28 февраля в Варшаве пройдет IX Международный конкурс виолончелистов им. В.Лютославского, а в марте – международный конкурс композиторов его имени. Концерт для оркестра Витольда Лютославского будет исполнен такими всемирно известными оркестрами, как Берлинский филармонический, Лондонский симфонический, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический оркестр в Берлине, Шотландский симфонический оркестр BBC, оркестр Халле. Сэр Саймон Рэттл сделает приношение Году Лютославского циклом из десяти концертов, а Третью симфонию он исполнит с Берлинским филармоническим оркестром в Лондоне на BBC Proms. Эса-Пекка Салонен и Лос-Анджелесский филармонический оркестр записали все симфонии композитора, среди которых Первая вышла на лейбле Sony Classical, благодаря поддержке Института Адама Мицкевича. Знаменитый пианист Кристиан Циммерман, которому Лютославский посвятил Фортепианный концерт, сыграет его во время международного турне в Сингапуре, Цюрихе и Париже. На «Двух днях польской музыки» в Большом зале Петербургской филармонии один из концертов будет посвящен музыке Кшиштофа Пендерецкого в связи с 80-летием композитора, а в программе второго дня – Лютославский: Концерт для оркестра, первое исполнение в Петербурге Четвертой симфонии силами Академического симфонического оркестра под управлением Феликса Коробова, а также Концерт для фортепиано с оркестром, где в партии солиста выступит Эва Поблоцка, лично знавшая Лютославского и многократно игравшая этот концерт при его жизни. Концерты пройдут при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге и Института Адама Мицкевича.

Доскональной навигацией Года Лютославского занимаются на сайте www.lutoslawski.culture.pl.

Бесценным подарком для меломанов стала антология звукозаписей музыки Лютославского, подготовленная Польским музыкальным издательством и звукозаписывающей компанией Muza. Уникальным вкладом в популяризацию имени Лютославского стал проект «Путеводителя по Варшаве Лютославского», подготовленный для пользователей мобильных телефонов систем IOS (iPhone), Android Windows Phone, доступный на польском и английском языках, созданный в результате сотрудничества Института Ф.Шопена, Института музыки и танца и Общества им. В.Лютославского. Несмотря на, казалось бы, чересчур современный формат путеводителя, его содержание, по словам авторов-составителей – музыковедов Дануты Гвиздалянки и Камилы Стемпень-Кутеры, не свелось к поверхностно-анекдотическому изложению жареных фактов биографии мастера, но стало очень серьезным искусствоведческим опытом создания качественно новой подачи непомерно сложного и насыщенного биографического материала. Увлекательности этому путеводителю не занимать – в нем есть несколько «трасс», по которым рекомендуется прогуляться пользователю. Содержание делится как на разные адреса, среди которых, скажем, кафе времен оккупации, посольства, школы и колледжи, польское радио, квартиры и другие, так и на имена, среди которых композиторы, дирижеры, учителя, друзья, члены семьи и другие. Одним из советов авторов «Путеводителя Лютославского» пользователям было «не врезаться в столб» по пути, зачитавшись текстом, написанным по правилам высококлассной литературы. Во время презентации этого проекта думалось, почему же в России, где есть и Пушкин, и Шостакович, и Чайковский, где так много болтают о призрачном Сколково, не смогли придумать ничего подобного? Вероятно, слишком много у нас добра, которое мы не оценим, пока не растеряем окончательно. В то время как маленькая, впрочем, удаленькая Польша преподносит мощный урок по тренировке исторической памяти.

Поделиться:

Наверх