АРХИВ
30.04.2017
НЕ САМОЦЕЛЬ, НЕ МОДА, А СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ
Фанфары Всероссийского конкурса электронной и компьютерной музыки в Мытищах Московской области в 14-­й раз прозвучали 4 марта на его «малой родине» – в ДШИ № 1

С момента первых попыток воспроизводить звуки электромеханическим путем и до современного синтезатора, «инструмента-оркестра» с его многообразными звуковыми эффектами, с целым набором алгоритмов и функций, возможностью имитировать любой музыкальный инструмент, прошло чуть больше века. Но за этот, в общем-то, короткий в масштабе музыкальной истории отрезок времени мир изменился до неузнаваемости. И изменил его сам синтезатор, властно раздвинув горизонты творчества.

Настоящий бум электронной музыки в конце ХХ века сменился с наступлением третьего тысячелетия осознанием того, что современное акустическое пространство может быть построено только с помощью электронных инструментов. Вот почему в начале 2000-х в мытищинской ДШИ № 1 было создано отделение синтезаторов, а уже через пару лет стало ясно, что просто обучать молодежь музыкально-компьютерным технологиям недостаточно, нужно обмениваться опытом, создавать концертные площадки, в общем, необходимо придумать такой фестиваль, который отражал бы универсальность инструмента и объединял бы все виды творчества, к которым буквально «подталкивает» синтезатор: исполнительство, композицию, аранжировку, импровизацию.

И такой конкурс был учрежден. Он распахнул двери в творческую мастерскую электронной музыки перед 1100 конкурсантами – именно столько школьников, студентов и преподавателей приняли участие в увлекательном творческом состязании с 2003 года. Постепенно конкурс превратился в настоящий праздник с особой творческой атмосферой, где дух соперничества соединялся с искренним общением и поддержкой своих конкурентов. И в этом заслуга в первую очередь коллектива ДШИ № 1. С каждым годом, вместе с переменами в музыкально-электронном образовании, менялся и конкурс. К преобладавшему вначале исполнительству добавились музыкально-компьютерные технологии, видеопроект (создание музыки к готовому видеоролику), педагогическое мастерство.

В этом году 79 участников (школьников, студентов различных учебных заведений, преподавателей школ, музыкальных колледжей и вузов) из 26 городов и муниципальных образований страны имели возможность раскрыть свой потенциал в трех важнейших направлениях: исполнительство на музыкально-электронных инструментах, музыкально-компьютерное творчество и педагогическое мастерство (в очной и заочной форме). По мнению председателя жюри И.М. Красильникова (кстати, автора торжественной музыкальной заставки, которая традиционно звучит в начале мероприятия), Всероссийский конкурс электронной и компьютерной музыки стал ярким культурным событием не только потому, что был успешно проведен уже в четырнадцатый раз (это пока непревзойденный показатель по России), но и благодаря своему возрастающему уровню музыкального творчества.

Что немаловажно, компьютерные технологии для конкурсантов были не самоцелью и не модой, а мощным средством изучения классической музыки, органичным способом погружения бессмертных шедевров в современное аудиопространство. Поэтому на конкурсе звучала музыка разных эпох и разных стран: произведения великих композиторов прошлого, современных авторов И. Красильникова, П. Живайкина, сочинения преподавателей, готовивших конкурсантов, а также оригинальные обработки русских, украинских, эстонских, башкирских, калмыцких и даже итальянских народных мелодий.

Введение номинации «Компьютерная композиция» помогло творчески раскрыться многим. «Конкурс буквально провоцирует расширять свои творческие горизонты. Вот яркий пример: Вероника Солнцева из Балашихи поразила жюри законченностью, образностью, тембровой изобретательностью и ярким музыкальным материалом. Как сказала ее педагог Ирина Анатольевна Елесина из ДШИ № 7, это абсолютно самостоятельное ее сочинение, – рассказывает Наталья Яковлевна Акимова, ответственный секретарь конкурса, на глазах которой проходит его развитие. – Уже само по себе желание сочинять, создавать нечто новое говорит о том, что внутренний мир очень богат и он требует адекватного выражения в музыке. Профессиональными композиторами станут, конечно же, единицы, но то, что все они в своей жизни смогут творчески подходить к любым обстоятельствам, делать свою жизнь и жизнь окружающих ярче и интереснее, – это совершенно точно».

Проведение конкурсов, объемно охватывающих множество сфер электроакустического творчества, необходимо для выявления талантливых исполнителей, композиторов, аранжировщиков, звукорежиссеров, которых сегодня катастрофически не хватает. И (что не менее важно!) для умения ориентироваться в наполненном электронными звуками мире, и сам этот звучащий мир делать своим инструментом.

На фото Вероника Солнцева, И. Красильников

Поделиться:

Наверх