АРХИВ
31.03.2017
Штрихи к портрету театра
Второй год подряд софиты «Золотой маски» высвечивают Самарский академический театр оперы и балета

На этот раз в пяти номинациях отмечен спектакль «Леди Макбет Мценского уезда». С творчеством Шостаковича Самарскую оперу связала сама история: в Куйбышеве (как тогда называлась Самара) на сцене театра 5 марта 1942 года впервые прозвучала его легендарная Седьмая симфония. Но должно было пройти не одно десятилетие, прежде чем в театре вновь зазвучала музыка композитора. Пришедший сюда в 2011 году на пост главного дирижера яркий музыкант Александр Анисимов давно мечтал обратиться к творчеству своего любимого композитора. Повод предоставился: в 2016 году мир готовился отметить 110-летие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича. Первой родилась идея поставить «Леди Макбет Мценского уезда». Идея, сколь органичная, столь и рискованная.

К оперным партитурам XX–XXI веков в самарском театре обращаются редко – и труппе, и городу куда ближе Верди, Россини, Чайковский. Но недавно на его Малой сцене был поставлен «Медведь» белорусского композитора Сергея Кортеса. Как шаг в современность оценивают здесь и постановку «Риголетто», в которой по воле режиссера из Москвы Михаила Кислярова вердиевская эпоха сплавилась с реалиями двадцатого столетия. Но неистовый Шостакович, но брутальная, редко звучащая и в России и в мире «Леди Макбет» – как это «ляжет» на труппу, как это примет город?..

Воплощать «трагедию-сатиру» (как окрестил свою оперу автор в беседе с первым постановщиком В.И. Немировичем-Данченко) были приглашены известный московский режиссер Георгий Исаакян и хорошо знакомый самарской публике художник Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург). Их спектакль сразу заявил о себе как о выдающемся событии в культурной жизни города. Самарчан готовили к встрече с этой творческой работой различными PR-акциями, но шок они испытали.

Поразила и жесткость темы, и музыкальный язык. Местами очень простая, местами завораживающая плотностью, насыщенностью фактур и оркестровок музыка в своем развитии неумолимо захватывала сознание как остросюжетный триллер. Поражало и мастерство Шостаковича-драматурга, бережно воплощенное во вдумчивой, ясной (что так ценят в Самарском театре) интерпретации Исаакяна, без единого люфта – логического, психологического, музыкального. Поражали одновременно и масштабность и легкость спектакля – три с половиной часа с одним антрактом, по ощущениям зрителей, пролетели как миг.

Постановка, спровоцировавшая эмоциональный резонанс в городе, и сам оперный театр, ее создавший, подняла на новую высоту. Работа с таким непростым материалом, как творение Шостаковича, наполненное лексическими и формальными новациями прошлого века, а с другой стороны, созданное в совершенно иных обстоятельствах, незнакомых многим сегодняшним артистам и зрителям, стало вызовом для труппы. Но испытание выдержано с честью – «Леди Макбет Мценского уезда» вошла в шорт-лист «Золотой маски» и уже показана на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Какова будет оценка жюри фестиваля – станет ясно в апреле. Но свою победу, освоив могучий опус, театр уже одержал.

Однако портрет композитора, нарисованный к его юбилею Самарским театром оперы и балета, был бы неполным без еще одного названия. Как оказалось, здесь помнят и чтут и совсем другого Шостаковича: не трагика, каким он предстает в «Леди Макбет», а сатирика, иронизирующего над всем тем, что в сумрачных, во многом безысходных красках представлено в его знаменитой опере. Может быть, именно глубинная, на пределе сил работа над ней и качнула театральный маятник в другую сторону: театр решился на создание прямо противоположного первому шостаковичевского спектакля.

На сей раз в жанре оперетты и с названием, которое не встретишь в списке произведений композитора, но отголоски которого с легкостью найдешь в самих сочинениях – «Тарам-парам, ни-на, ни-на, Или квартирный вопрос их испортил». Впрочем, и жанровое определение «оперетта» тут условно. Спектакль – это авторская композиция главного режиссера театра Михаила Панджавидзе, в которой он припомнил опусы Дмитрия Дмитриевича самых разных жанров: наряду с отрывками из оперетты «Москва – Черемушки» здесь звучит музыка балета «Барышня и хулиган», «Песни о встречном», «Торжественной увертюры» и даже Третьей, «Первомайской», симфонии.

Спектакль, премьера которого состоялась осенью 2016 года – противовес «Леди Макбет» во всём. Но, похоже, так и задумано. Не будь одной из этих постановок, образ великого Шостаковича вряд ли получился бы объемным.

Вот так отметили юбилей одного из крупнейших композиторов XX века в Самарском оперном: и в родном городе прозвучало, подобно фанфарам, и в Москве отозвалось.

Некрасова Ирма

Поделиться:

Наверх