АРХИВ
20.02.2017
Перейти Рубикон
1 января этого года вступил в действие Приоритетный федеральный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Новые реалии, в которых предстоит жить огромному сообществу педагогов, стали предметом обсуждения на конференции, организованной в конце января Независимым межотраслевым центром развития образования и сертификации квалификаций (НМЦ РОСК).

Конференция собрала по большей части представителей художественных школ Московской области (которые и инициировали эту встречу). Но, по словам генерального директора НМЦ РОСК Надежды Максимовой, в планах Центра - приглашение к обсуждению Приоритетного проекта руководителей многопрофильных ДШИ и специалистов дополнительного образования по музыке и хореографии.

Предлагаем материал о январской конференции, положившей начало актуальному для всех профессионалов ДО разговору.

Почему появился этот проект

Ответ простой: потому что страна переходит на новый тип управления и жизнедеятельности - проектный. Уже работают четыре приоритетных проекта в сфере образования. Тот, который касается ДО, - пятый.

Каковы цели проекта

Сделать доступным и качественным дополнительное образование. Предполагается, что к 2025 году (таковы сроки реализации проекта) едва ли не все без исключения дети от 5 до 18 лет смогут заниматься какими-либо видами искусства и спорта, научным и техническим творчеством. При этом проект однозначно отдает приоритет двум последним видам деятельности, что, как прописано в Паспорте проекта, обусловлено потребностями страны.

Но уже первый, основополагающий тезис о доступности ДО вызвал дискуссию на конференции. «Позвольте, - говорили одни, - а разве раньше творческие кружки и спортивные секции были недоступны? Советская система дополнительного образования являла собой уникальный образец. Да и сегодня такой широкой и разнообразной сети спортивных, художественных, музыкальных школ и школ искусств (бесплатных или за посильную плату) нет нигде в мире. Выбирай и приходи — было бы желание!»

Нет, возражали другие. И, вспоминая собственный опыт, сетовали на то, что в родном городе была всего одна музыкальная школа на 200 мест. А учиться музыке, может быть, хотела тысяча девчонок и мальчишек. Новый проект обещает не оставить за бортом никого.

Но как быть с таким обстоятельством: многие учреждения ДО работают не только по развивающим программам, но и по предпрофессиональным, что требует от ребенка как минимум способностей к избранному виду творчества? А такие требования подразумевают специальный отбор и, значит, не могут гарантировать общую доступность.

Тревогу вызвала и подчеркнутая в проекте приоритетность научного и технического образования. Сегодня востребованность именно эстетических видов образования – художественного, музыкального, танцевального – является реальным фактом. Переориентация не должна уменьшить их долю и тем самым ограничить доступность этого вида деятельности для учащихся.

В чем суть проекта

Главными в сфере дополнительного образования становятся не организации, а программы. И реализовываться, согласно проекту, они могут где угодно — на базе местного вуза, в общеобразовательной школе, в музыкальной школе, в ДК, в НИИ, на заводе и т. д.

По мнению профессионалов ДО, последнее положение небесспорно. К примеру, сегодня общеобразовательным школам «отпущено» от 8 до 10 часов на дополнительное образование. Но кружок в школе — это еще не ДО в настоящем смысле. Массовые школы, как правило, не имеют ни нужных условий для осуществления этого специфического вида деятельности, ни по-настоящему подготовленных кадров, ни программ (к которым к тому же сегодня предъявляются повышенные требования). Но в свете положений нового проекта общеобразовательная школа становится конкурентом учреждений ДО. Там — финансирование из федерального бюджета, здесь — из муниципального, и зачастую это несопоставимые цифры. «Они заберут наших детей!» - прозвучало на конференции. Но прозвучал и ответ: а кто мешает вам подготовиться как следует? Если самое главное в проекте – программа, значит, разработайте ее, утвердите и получите достойное финансирование.

А бюджет проекта серьезный — 119 млрд рублей. Безусловно, немалая его часть пойдет на переоснащение учебных мест (1,8 млн совокупно в городе и селе к 2025 году). Но вот строительство новых зданий проектом не предусмотрено. При этом не учитывается, что абсолютное большинство художественных школ располагаются в неприспособленных или по мере возможности переоборудованных под нужды школы старых помещениях. Мнение участников конференции: проект должен предполагать строительство новых зданий, спроектированных для занятий творческой, в том числе художественной деятельностью, с учетом всех современных требований. И обязательно оснащенных современным оборудованием.

Как это будет работать

Система ДО выстраивается следующим образом: региональные модельные центры в каждом субъекте РФ – муниципальные опорные центры на базе ведущих организаций ДО — организации, реализующие дополнительные развивающие программы или участвующие в их реализации в сетевой форме. Терминология новая, но скрываются под ней вполне узнаваемые структуры. По сути муниципальными опорными пунктами были существовавшие и прежде во многих городах ведущие центры творчества, которые аккумулировали новые идеи и создавали инновационные программы (в Москве это, например, Дворец пионеров на Воробьевых горах). Теперь таким центрам предстоит работать не только на себя. Их инновации пойдут в копилку города и региона.

Можно найти прообразы и региональных модельных центров. Сегодня они называются методическими. Но, как отмечали участники конференции, взаимосвязи с ними зачастую нет. Поиск решения цеховых проблем, обмен опытом, совершенствование методик — все сами, на таких вот конференциях, курсах, семинарах. Выправит ли это слабое звено новый проект? Не без иронии участниками встречи высказывалось даже предложение открыть центр по отбору кадров для будущих модельных центров — потому как идея может быть хорошей, да что толку, если за ее реализацию берется плохой профессионал.

Но предположим, что и кадровый вопрос решен, и выстроен качественный алгоритм работы новых модельных и опорных центров, и заявленные «снизу» программы утверждены. Что дальше? А дальше на федеральном уровне будет создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам — информационный портал с региональным и муниципальным сегментом. Он и станет для родителей руководством к действию.

Но если с перспективами для «потребителя» все более или менее ясно, то будущая жизнь «производителя услуг» - это пока клубок вопросов и проблем. Нет единого образца об окончании учреждения дополнительного образования — будет ли? СНИПы, прописанные для учреждений ДО, не годятся для школ искусств с предпрофессиональной подготовкой — учтут ли это при реализации Приоритетного проекта? Как быть со специалистами ДО, не имеющими профессионального или педагогического образования (а отныне его обязаны иметь все)? Нужны ли в системе ДО что старого, что нового образца художественные школы (которые сами педагоги-художники видят первой ступенью профессионального образования)? И это лишь малая часть болевых точек, обозначенных на конференции.

Кому поручено реализовывать проект

За дело возьмутся федеральные министерства — науки и образования, культуры, спорта, финансов, связи и массовых коммуникаций, органы исполнительной власти субъектов РФ и сами организации ДО, а также два фонда — образовательный «Талант и успех» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Общественные организации, в том числе родительские комитеты школ — тоже действующее звено этой цепи. Для всех участников проекта поэтапно прописаны задачи и обязанности. Курировать их исполнение будет заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.

Отвечающих много, следовательно, на первый план выходит вопрос взаимодействия и координации. Между тем, участники конференции припомнили, что даже два министерства — образования и культуры, которые поделили между собой учреждения ДО, сегодня зачастую не могут договориться о единстве действий. А если отвечающих за проект не один десяток?

... Тревога участников конференции объяснима. С таким-то грузом вопросов, проблем, нерешенных задач — и в новую жизнь. Но присутствовало и осознание позитивных перемен: «Приоритетный проект дает каждому возможность вырваться вперед, реализовав свои и творческие, и финансовые амбиции». «Раньше мы нужны были только сами себе, а теперь на государственном уровне сказано: вы важны, вы востребованы». Добавим: и сильны. Когда совсем недавно на том же государственном уровне принималось решение о внедрении в жизнь профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», консолидировавшееся профессиональное сообщество высказалось однозначно: документ не проработан, он вызывает слишком много вопросов. И это мнение было услышано. Внедрение профстандарта отложено на год.

Но Приоритетный федеральный проект уже реальность. Формально Рубикон перейден. Однако долгосрочность процесса его реализации (девять лет!) дает надежду на то, что постепенно, шаг за шагом решая новые задачи, проект «попутно» спровоцирует и пересмотр, модернизацию того, что реализации этих задач будет мешать. Поэтому так важно, чтобы голос профессионалов ДО был слышимым — сегодня, завтра, послезавтра. Значит, нужны и такие конференции. Но не только. Нужны – и это, может быть, самое главное — итоговые документы, доводящие до сведения заинтересованных властных структур предложения участников таких встреч. Если профессиональное сообщество хочет перемен, обратная связь должна работать. 

Поделиться:

Наверх