АРХИВ
31.03.2017
Новая эра музыкальной педагогики
В третье тысячелетье музыкальное искусство вошло с новым, медийным качеством звукового потенциала. На вопрос, что в этой ситуации делать учителю музыки, ответ один – учиться. Тем музыкантам, кто не зациклен на стереотипах, возможность двигаться вперед предоставляет первая в нашей стране Учебно-методическая лаборатория музыкально-компьютерных технологий Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Синтезатор с его многотембровостью, спецэффектами, функцией автоаккомпанемента, возможностью подключения к компьютеру прочно обосновался в профессиональной музыке и среди любителей. Медийность проникает во все сферы музыкальной жизни: в учебниках по теории и музыковедческих научных исследованиях все чаще встречается термин «медиамузыка», любой музыкант с помощью нового инструментария может совместить в себе роли композитора, исполнителя и звукорежиссера, а компьютерная композиция давно перестала быть экзотикой. Неудивительно, что преподаватель, который использует на уроках только традиционные акустические инструменты и не умеет записать саундтрек или создать компьютерную аранжировку, выглядит в глазах учеников как минимум некомпетентным.

Наша собеседница – Ирина Борисовна Горбунова, главный научный сотрудник, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, организатор и руководитель лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии правительства за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования, ведущий российский эксперт в области применения музыкально-компьютерных технологий в системе отраслевого образования.

— Ирина Борисовна, как возникла идея компьютерного направления и медиатехнологий в музыкальной педагогике?

— Подсказала идею сама жизнь. Основоположником этого направления является русский физик и композитор Лев Сергеевич Термен. В творчестве этого человека объединились изобретательские способности, талант ученого и незаурядный музыкальный дар. Известно, что в 1919 году он создал электронный инструмент терменвокс, подойдя к проблеме создания музыкальных инструментов как к научной предпосылке музыки будущего. Следующий этап: 70–80-е годы ХХ века – появление медиатехнологий. Вспоминается высказывание Игоря Стравинского: «Любая музыкальная машина, будь-то клавесин или электронный музыкальный синтезатор, бесполезна, пока к ней не прикоснулся гений». И действительно, во второй половине века многие классические композиторы в своих операх, крупных и малых инструментальных формах начали использовать электронные инструменты.

— Каждая эпоха требует особых средств выразительности, и поскольку после терменвокса инструменты не изобретались, а лишь совершенствовались, можно ли сказать, что лаборатория МКТ занимается развитием музыкального инструментария?

— История создания музыкальных инструментов связана, на самом деле, с двумя основными предпосылками. Первая причина – это композиторская потребность выразить интонационный «эквивалент» времени при помощи соответствующих инструментов. Вторая – развитие новых технологий звукоизвлечения. И создание лаборатории обусловлено тем, что стало актуально внедрение в музыкально-педагогическое искусство уже сложившихся творческих представлений. Мы осознаем, что в образовательное поле нашей страны – с ее историей, традициями и потрясающей музыкальной культурой – органично впишутся только лучшие из достижений.

— Иными словами, внедрение новых технологий неразрывно связано с повышением уровня государственного музыкального образования. Этим и занимаются высшая школа и вы, как представители фундаментальной науки?

— Это так. Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» была создана в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Мы разрабатывали совершенно новое образовательное направление, целью которого было внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс. Благо, уровень наших преподавателей очень высокий. У нас работают музыканты-педагоги и ученые, а также программисты, профессора и доценты Санкт-Петербургской консерватории. Среди них и очень известные музыканты, например композитор Геннадий Григорьевич Белов, ученик Шостаковича. Мы ежегодно проводим международные конференции (на каждой представлено порядка пятидесяти стран и 300-350 участников, в числе которых наши аспиранты и преподаватели), на базе лаборатории разрабатываются теоретические исследования.

— Получается, что вы двигаетесь от практики к теории. А обратно?

— В 2004 году под моим руководством сотрудниками лаборатории был разработан образовательный профиль подготовки бакалавров «Музыкально-компьютерные технологии» и программа подготовки магистров «Музыкально-компьютерные технологии в образовании». Сегодня же наша основная деятельность сосредоточена на подготовке профессиональных музыкантов – преподавателей ДМШ, ДШИ, учреждений СПО и ВПО. Дополнительное образование – в виде курсов повышения квалификации либо переподготовки, которые обеспечивают право ведения профессиональной деятельности в новой сфере преподавания синтезатора и МКТ в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального звена нашей страны и за рубежом.

— Какие образовательные программы вы готовы предложить в качестве курсов повышения квалификации?

— Сегодня актуальны звукорежиссура и музыкальная звукорежиссура, ведь педагогам нужно уметь грамотно записать конкурсные работы своих учеников как на студии, так и в условиях концертного исполнения, уметь создать портфолио. Очень востребовано преподавание электронных музыкальных инструментов, ресурсы интерактивной доски, планшетные технологии, методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин на основе компьютерных технологий. И то, с чего мы начинали – компьютерная аранжировка, композиция и инструментоведение. Мы активно развиваем это направление: разрабатываем новый курс для композиторов «Алгоритмическая композиция». В этом году готовимся провести Летнюю школу для композиторов со всего мира. И самое главное – наши курсы очень недорогие, 72 часа стоят тринадцать с половиной тысяч рублей.

— Сумма вполне посильная, особенно для курсов на базе высшего учебного заведения…

— Педагогам это крайне нужно, ведь они ответственны (!) перед детьми, которые хотят освоить современные музыкальные инструменты. И мы способны их научить, поэтому, идя им навстречу, предоставляем проживание в нашей гостинице. Очень дешево по сегодняшним меркам: от 400 до 800 рублей в сутки. И это в самом центре Санкт-Петербурга.

— Возможно ли прослушать курс по разработанным лабораторией программам дистанционно?

— Мы реализуем свои программы в очной, заочной, вечерней и дистанционной форме. Курсы проходят интенсивно, когда слушатели к нам приезжают на короткое время, допустим, в каникулы на 8-10 дней. Существуют двухмесячные: для тех, у кого есть возможность приходить к нам в лабораторию. Есть и дистанционные. Для жителей Красноярска, Владивостока или Нижнего Тагила имеют место большие временные диспропорции. Однако мы формируем удаленные группы с учетом графика, удобного на местах. Единственное, что нужно иметь для получения новой квалификации дистанционно, – это компьютер с интернетом. В процессе занятий идет просмотр видеолекций и работа в Мудле (Moodle) – разветвленной системе дистанционного обучения. Обязательное условие – онлайн-встречи с нашим преподавателем. Мы понимаем, что не все могут приехать к нам, поэтому мы сами придем в их дома. И научим жить и работать в мире медиатехнологий, за которыми – будущее.

— Кстати, как складывается новая профессиональная жизнь, есть ли у вас обратная связь с бывшими слушателями?

— Многие продолжают наше дело и открывают свои курсы в других городах и зарубежных странах. Одна из наших слушательниц у себя в Красноярском крае организовала курсы повышения квалификации по нашим программам. Там пользуется большим спросом направление, связанное с электронными музыкальными инструментами. Моя аспирантка создала мобильное приложение на основе нашей российской системы образования. Уникальное, поскольку в основном мобильные приложения, которые имеются в сети, построены на западных образцах. Но все музыканты знают, что музыкальная подготовка в нашей стране имеет давние традиции и глубокие корни, и стремятся к тому, чтобы отечественная система была представлена в мире. Уже есть результаты: наши выпускники получают заказы от зарубежных программистов и успешно работают во Франции, Швеции, Южной Корее.

Еще пример: бывшая слушательница разработала курс использования ресурсов интерактивной доски в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. На этот курс постоянно большой набор – он очень нужен педагогам. И не только в нашей стране. Так что наши выпускники не только несут музыкально-компьютерное образование «в массы», внедряя медийные технологии в учреждениях России, но и выходят на мировой уровень. Они очень востребованы.

На фото И. Горбунова

Поделиться:

Наверх