30.06.2021
«ПРОБУЖДЕНИЕ» АРТЕМОВА
«Мелодия» выпустила в цифре пластинку композитора, которого Теодор Курентзис назвал единственным, создающим сегодня монументальные композиции потрясающей силы и красоты
«ПРОБУЖДЕНИЕ»  АРТЕМОВА

Пластинка «Пробуждение», выпущенная в 1983 году, стала первым сольным альбомом Вячеслава Артемова – одного из лидеров «академического андеграунда» советской музыки. В нее вошли камерные сочинения композитора в исполнении флейтиста Александра Корнеева, скрипачей Татьяны Гринденко и Олега Крысы, певицы Лидии Давыдовой, ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского и самого Артемова.

Композитор начал свой путь в искусстве, уже имея за плечами физмат МГУ. Спустя 10 лет после окончания Московской консерватории (класс Николая Сидельникова) был подвергнут остракизму в СССР и включен в так называемую «хренниковскую семерку» - черный список, в котором, помимо Артемова, оказались Губайдулина, Денисов, Кнайфель, Суслин, Фирсова и Смирнов. Но в конце 1980-х, когда его «Реквием» с триумфом обошел концертные площадки страны и мира, тот же Хренников заявил, что в этом сочинении Артемов превзошел Моцарта и Верди.

Произведения, вошедшие в альбом «Пробуждение», отражают главные черты почерка композитора, предпочитающего называть свою музыку термином musica perennis (вечная музыка). В аннотации к изданию отмечены вариативность на грани импровизации (пьеса для флейты и фортепиано «Птенец анцали», навеянная мадагаскарской сказкой о возрождающейся птице), особое отношение к фольклору, погружение в архаику в стремлении найти праязык «мировой души» («Заклинания» для голоса и ударных), исследование природы инструментального звука («Пробуждение» для двух скрипок). Завершает пластинку «Тотем» - соната для шести исполнителей, посвященная ансамблю Марка Пекарского.Здесь ударные, по мнению   старшего коллеги Артемова Альфреда Шнитке, демонстрируют «магическое воздействие ритма, острого и контрастного, с заклинательным многократным повторением ритмоформул».

Релиз вышел вчера, в день 80-летия композитора.

 

 

Поделиться:

Наверх