Top.Mail.Ru
13.02.2026
О ПРАВИЛЬНО УСТРОЕННОЙ МУЗЫКЕ
Фирма «Мелодия» издала «Хорошо медитированный клавир. Том II» пианиста и композитора Антона Батагова
О ПРАВИЛЬНО УСТРОЕННОЙ МУЗЫКЕ

Предыдущий «том» был написан в 2020 году и издан фирмой спустя три года. Он состоял из 9 пьес, каждая из которых называлась «формулой»: Formula 1, Formula 2 и так далее. Во второй «том» вошли еще семь номеров. 

Название опуса отсылает к сборнику Иоганна Себастьяна Баха «Хорошо темперированный клавир», с которого отсчитывают использование равномерно темперированного строя. Для своих фантазий Батагов выбрал не стилистику музыки прошлого, а принципы сочинения и формы («формулы») — чакону, пассакалию, рондо, канон, контрапункт, которые, по его мнению, соответствуют не только мышлению эпохи барокко, но и минималистическому мышлению сегодняшнего дня.  

У альбома нет концепции или идеи, которая предшествовала бы музыке, утверждает Батагов. Но своими размышлениями на тему он щедро делится, и основополагающие приведены в анонсе «Мелодии»: «Во времена Баха (и раньше) композиторы не выдумывали концепций. Они просто занимались своим ремеслом. Все делали как бы одно и то же снова и снова. Формы и названия тоже были стандартными. Не ставилась задача, как в XX и XXI веках: придумать такое, чего никто никогда не делал. По этим новым правилам, если твоя вещь чем-то похожа на сочинения коллег или даже на твои собственные сочинения, написанные ранее, — значит, задача не выполнена. В молодости “авангардная” система координат казалась мне нормальной (и даже нравилась) — что естественно, потому что через это необходимо пройти, чтобы понять, до чего же правильно все было устроено до того, как какая-то часть музыки объявила себя “современной” и ушла с пути, по которому двигалась тысячи лет. Внутри этой старинной одинаковости была жизнь в каждой детали. А суеты не было. Теперь, когда модернизм успешно разрушил все, что было до него, а пост- и метамодернизм не оставили шансов на восприятие без стеба, можно спокойно выключить навигацию и сесть за рояль»

Для записи первого «тома» был выбран рояль Steinway 1909 года, который принадлежал пианисту Николаю Петрову и сейчас хранится в Российском национальном музее музыки (где и была сделана запись). «Формулы» второго тома автор исполнил и записал в американском Принстоне на рояле Steinway 1880 года. Выбор инструментов не случаен. Как отмечает музыкант, «в те времена рояли умели петь и дышать», а каждая нота как будто бы обладает своей выразительностью и индивидуальностью, не похожей на другие ноты. Что в данном случае для Батагова принципиально: бесконечные конфигурации звуков, извлекаемые из таких роялей, и становятся для него в «Клавире» объектом медитации.  

Презентации нового альбома Антон Батагов проведет в арт-пространстве петербургской Новой Голландии 13 февраля и в московском ДК «Рассвет» 15 февраля. 

Для справки: в 1980-1990-х годах выпускник Московской консерватории Антон Батагов открывал авангард широкой аудитории, в том числе в качестве одного из организаторов легендарного фестиваля современной музыки «Альтернатива». В 1997 году отказался от концертных выступлений, занявшись погружением в философию буддизма, сочинением музыки (в том числе для авторского кино) и записями. В 2009 году вернулся на сцену как исполнитель, продолжая композиторскую деятельность и опыты в звукорежиссуре.

 

Поделиться:

Наверх