АРХИВ
31.08.2016
ШУТКА ПРОСВЕЩЕННОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ
Под занавес сезона в Петербурге вновь представили комическую оперу на либретто Екатерины II «Горебогатырь Косометович» – сочинение, впервые возвращенное из небытия на сентябрьском XVIII фестивале Earlymusic

Музыкальное барокко ассоциируется, прежде всего, с Германией и Италией, однако культурой этих стран плоды эпохи, как известно, не исчерпываются, есть они и в нашем отечестве, в том числе и с европейскими корнями, пусть и творившие при русском императорском дворе композиторы не были гениями первого ряда: Арайя, Галуппи, Сарти и самые знаменитые в этом списке – Чимароза и Паизиелло. Музыка русского барокко представляет значительный интерес и на волне сегодняшнего внимания к историческому исполнительству могла бы занять более достойное место в российской театрально-концертной афише.

Самое естественное место для ее возрождения – Петербург, где она и создавалась. Именно здесь обратились к комической опере испанского композитора Винсента Мартин-и-Солера «Горебогатырь Косометович», либретто которой принадлежит перу Екатерины II. Если быть совсем точным, просвещенная императрица первоначально сочинила сказку для своих любимых внуков Александра и Константина, а затем переделала ее в литературную основу для оперы. Впервые опера была исполнена в 1789 году в Эрмитажном театре, затем возобновлялась, кочуя по дворцам и усадьбам Северной Пальмиры. Сохранился ее клавир, изданный типографией Горного института, что позволило восстановить произведение в полном объеме.

В «Косометовиче» разговорные фрагменты чередуются с короткими ариями и более продолжительными ансамблевыми сценами, содержится немалая балетная сюита, а самое главное, опера пронизана юмором и даже сатирой, обращенной ко всем без исключения героям.

Сюжет несложен. Маменькин сынок Горебогатырь Косометович (все имена – говорящие) решил взбунтоваться супротив опеки своей родительницы Локтметы и самостоятельно отправиться стяжать ратную славу. Отпустив с тяжелым сердцем дитятю, Локтмета приставляет к нему двух провожатых-опекунов Торопа и Кривомозга, а вдогонку посылает еще и старика Громкобая, цель которых – уберечь неразумного от напастей и побыстрее вернуть восвояси. Амбициозного Косометовича сопровождающим удается изрядно напугать в лесу, поэтому тот уже сам несказанно рад возвратиться под матушкино крыло. К его приезду Локтмета подготавливает сыну достойную невесту – писаную красавицу Гремилу Шумиловну: их свадьбой опера торжественно завешается.

Для аутентичного исполнения оперы была проделана колоссальная работа, обеспечившая непередаваемый аромат давно минувшей эпохи. Барочный ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под управлением Андрея Пенюгина подарил музыкальное изящество. Барочный балет «Анджолини» представил игривые, забавные танцевальные номера, бережно воссозданные Клаусом Абромайтом. Данила Ведерников детально проработал барочные жесты артистов и выстроил геометрически ясные мизансцены, в которых живость сценического действия сочеталась с классической соразмерностью эффектов и акцентов. Разговорные диалоги украшала своеобразная фонетика – речь артистов была окающей и с использованием фрикативного «г» (наподобие украинского или чешского), что сообщало действу шарм старины (репетитор Андрей Решетин). Черно-бело-кремовая гамма костюмов а ля XVIII век от Ларисы Погорецкой смотрелась стильно и гармонично.

Молодые певцы отлично освоились в забавной стилистике, представив работы яркие и выразительные. Сочные басы Ильи Мазурова (Косометович) и Сергея Шувалова (Громкобай), нежные тенора Андрея Сторожева (Кривомозг) и Виталия Соболева (Тороп) и звонкие сопрано Юлии Хотай (Локтмета) и Елизаветы Свешниковой (Гремила) составили превосходный ансамбль.

Фото Виктора Немтинова

Поделиться:

Наверх