АРХИВ
01.10.2003
МУЗЫКА КАК СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

15-й год в Москве существует уникальный в своем роде музыкальный клуб. Здесь исполняются – нередко впервые - произведения современных композиторов академического направления. Музыка звучит в присутствии авторов, которые затем отвечают на вопросы заинтересованной аудитории, и нередко такое общение перерастает в горячие дискуссии на тему современного художественного творчества.

Придумал этот клуб замечательный московский композитор (к сожалению, безвременно ушедший из жизни), автор множества произведений самых разнообразных жанров Сергей Беринский. Сегодня его «детище» так и называется – «Музыкальный клуб Сергея Беринского». Отличительной чертой Сергея всегда была любовь к талантливым людям, причем он умел не только распознать, но и представить талант, заинтересовать им. Необыкновенно дружелюбный и общительный, он обладал значительным педагогическим авторитетом, хотя и не преподавал официально: вокруг него как «неформального» учителя всегда группировалась музыкальная молодежь. Уже на первые собрания клуба Сергея Беринского в конце 1980-х годов приезжали композиторы и исполнители - и маститые, и молодые, - из самых разных городов и республик тогда еще Советского Союза. Двери клуба были открыты для любого автора – здесь никогда не отдавали предпочтений каким-либо определенным музыкальным стилям, в одной программе могли «сойтись» и так называемый традиционалист, и самый смелый экспериментатор. Приглашались, например, столь непохожие друг на друга московские композиторы, как Андрей Эшпай и Виктор Екимовский, Владимир Тарнопольский и Ефрем Подгайц; в одном концерте могла звучать музыка начинающего Андрея Зеленского и – в качестве исторического экскурса к истокам авангарда – опусы легендарного американца Джона Кейджа. Хороша была сама изначальная идея клуба, к тому же, Сергей Беринский великолепно вел свои музыкальные вечера, полемически подзадоривая и гостей – композиторов и исполнителей, - и публику, провоцируя «интеллектуальные баталии», всегда проходившие очень эмоционально. При рождении Клуба его идея состояла в том, чтобы композитор видел живую, непосредственную реакцию публики, чтобы был не просто концерт, а еще и общение, чтобы была обратная связь творца и слушателя, к которому, собственно, и обращены мысль, идея и эмоции, выраженные в произведении.

С самого начала с «Клубом Сергея Беринского» сотрудничали превосходные исполнители, среди которых - Владимир Тонха, Фридрих Липс. Из музыкантов более молодого поколения настоящими энтузиастами новой музыки в клубе стали виолончелистка Ольга Галочкина, пианисты Виктор Чернелевский, Вячеслав Попургин. Примечательно, что все они воспитаны на классике, и классика преобладает в их сольных программах, однако что-то вызывает устойчивый и неподдельный интерес этих музыкантов к произведениям, пока еще не «опробированных временем». Что же? На этот вопрос пианистка Элеонора Теплухина – участница «Клуба Сергея Беринского» с момента его основания – ответила так: «Мне интересны музыкальные вибрации нашего времени. Интересно, как отражаются новые веяния, воплощаются новые идеи, возникают новые формы, технические приемы. И еще мне необычайно радостно озвучивать совершенно новые, «немые» до моего вмешательства музыкальные полотна, оживлять их».

Среди примечательных особенностей «Клуба Сергея Беринского» самая главная, пожалуй, это наличие сложившейся с годами постоянной публики. В ней не так много профессиональных музыкантов, в основном это люди иных творческих профессий: поэты, писатели, художники, а также представители так называемой технической интеллигенции. Для них восприятие новой музыки – это форма интеллектуального досуга, а обсуждение прозвучавших сочинений – род высокого, небытового общения. Во всяком случае, так считает московский художник Александр Комиссаров: он посещает клуб 12-й сезон, неизменно с альбомом для рисования, в котором набрасывает портреты исполнителей, композиторов и даже разгоряченных дискуссиями слушателей. Александр признался: «Музыка здесь связана для меня с личностями и с личностными отношениями. Из некоего абстрактного слушания она перешла в живую сферу, в жизненную потребность, в общение. И все это стало для меня совершенно необходимым, я бы даже сказал обязательным в жизни».

Запомните адрес: АДРЕС УТОЧНЮ!!! (Гагаринский пер., 4, что ли…) – и приходите на ежемесячные музыкальные заседания «Клуба Сергея Беринского».

Поделиться:

Наверх