АРХИВ
25.01.2012
Александр АВДЕЕВ: «КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ - ЭТО ПЕРВИЧНО»
На предновогодней неделе министр культуры РФ А.А. Авдеев представил публичный отчет о годовой деятельности своего министерства. Традиционно объемный доклад вызвал массу вопросов, но особенно примечателен был тем, что, пожалуй, впервые за много лет министр культуры буквально на первых минутах затронул проблемы художественного образования.

Образовательная тема, можно сказать, открывала тематический блок отчетного года, что демонстрировало ее безусловный приоритет сегодня и должно расцениваться как добрый знак на будущее - то недалекое уже будущее, в котором нам предстоит жить с новым законом «Об образовании в РФ». Прежде всего, Александр Авдеев отметил активность и принципиальность Министерства культуры РФ как защитника важнейших культурно-образовательных традиций:

«Если говорить о главном, то я бы хотел выделить тот факт, что в 2011 году мы сохранили традиционную трехступенчатую систему художественного образования, существовавшую еще в императорские времена и в советское время. Это - основа для дальнейшего развития культуры. Мы добились того, что обучение в ДШИ признано предпрофессиональным образованием, по всей стране выдается диплом одного формата. Теперь нам предстоит по детским школам искусств сделать три вещи. Первое - все-таки снабдить их приличными инструментами, хотя эти школы и финансируются местными властями. Второе (это еще не удалось, но это очень важно) - приравнять преподавателя школы искусств к преподавателю начальных классов средней школы. Труд у них тяжелейший, а полного признания с точки зрения оценки этого труда нет. Нагрузка у преподавателя ДШИ должна быть установлена так же, как у преподавателя школы, 18 часов в неделю. Третье, что не решено: преподаватели ДШИ не имеют тех льгот, которые имеют преподаватели средних школ. Прежде всего, это право на льготную пенсию и право на досрочный выход на пенсию. Мы сейчас почти со всеми на правительственном уровне согласовали эти поправки и запросили губернаторов. И вот что получается. В принципе, губернаторы согласны с тем, что нужно уменьшить нагрузку преподавателей ДШИ до 18 часов в неделю – значит, увеличить зарплату. Но ряд губернаторов выступает против этого, потому что, по их словам, губернские бюджеты пока не вынесут такой нагрузки. Однако я не принимаю этот довод. И министерство не принимает. Не такая уж большая нагрузка – всего по стране 5400 ДШИ, в каждом регионе не так уж много преподавателей, которым можно засчитать по 18 часов, а все остальное платить как переработку. Есть регионы, уже согласовавшие норму часов, таких регионов 18. А есть регионы, которые не согласовывают, потому что у них, как они говорят, денег не хватает. Это, в частности, Кемеровская, Челябинская области, Республика Марий Эл, Алтайский край, Камчатка, Карелия, Брянская, Ивановская, Мурманская, Ярославская области, Ставропольский край. Будем с ними вести полемику, чтобы они уважали труд преподавателей школ искусств.

Второе звено трехступенчатой цепочки - это средние школы. Нам удалось сохранить основные техникумы и средние школы в России, находящиеся в федеральном ведомстве. Многие из них передали на бюджет регионов, но нам удалось сохранить училища при консерваториях, балетные училища в нашем ведении, сейчас мы боремся за Суздальское художественно-реставрационное училище – единственное на всю страну учебное заведение, которое готовит реставраторов. Его нельзя передавать региону, при всем уважении к Владимирской области, потому что это означает, что надо закрывать общежитие для ребят из других областей. Но значение этого училища, повторю, общероссийское, оно готовит специалистов для всей страны, а не только для одного региона. По этой причине мы перевели Гнесинское училище в Гнесинскую академию. И правильно сделали. Сейчас шум затих, и я надеюсь, что все правильно поняли: мы тем самым спасли Гнесинское училище. Оно по программам остается то же, преподаватели те же, количество часов то же, аттестат тот же, но мы его подводим под финансовую крышу академии, не сливая полностью с академией, и в этом случае уже нет угрозы регионализации и полного отделения Гнесинского училища от Гнесинской академии.

Далее. Что мы сделали для высшей школы? В высшей школе, по многочисленным и многолетним пожеланиям специалистов, во-первых, мы добились на законодательном уровне введения аспирантуры. В высшей школе художественного образования не было аспирантуры (в советское время она существовала, а потом ее закрыли), и дошло до парадокса: нельзя писать и защищать диссертации в вузах, которые занимаются культурой. Теперь аспирантура восстановлена. Она называется витиевато – ассистентура-стажировка, но на самом деле это прежняя аспирантура. Во-вторых, у нас не было обеспечено второе бесплатное образование по тем специальностям, которые этого требуют. Разве можно стать дирижером в 20 лет или режиссером театра в 22 года? Для этих специальностей необходимы опытные люди, уже имеющие одно высшее образование: музыкальное, артистическое и так далее. Мы – и здесь я хочу поблагодарить министерство образования - все-таки добились института магистратуры по специальности «Искусство», а фактически это второе высшее образование, за которое не надо платить по пять тысяч долларов в год. Оно бесплатное».

По оценке А.Авдеева, «сегодня культуре уделяется все больше и больше внимания», но нормально развиваться культура сможет, «лишь имея хороший финансовый тыл». Тыл этот пока не так крепок, как хотелось бы, судя по словам министра: «Сегодня прямое финансирование министерства культуры - 88 миллиардов, а с учетом косвенных «ручейков», которые до нас доходят через другие бюджеты, 94 миллиарда рублей. Чтобы сохранить культуру такой, какая она есть сейчас, нам нужно 100-120 миллиардов, а чтобы развивать культуру - 200 миллиардов рублей». И все же, несмотря на недофинансирование, заметил А.Авдеев, «российская культура живет интенсивной интеллектуальной жизнью, она многопланова и, в общем, очень динамична». Главное же наблюдение министра заключается в следующем: «Истекший год еще раз подтвердил, что развитие культуры - это не развитие какой-то сферы деятельности, это развитие интеллекта каждого российского гражданина и его воспитание в духе смысловых и жизненных ценностей нашего многонационального общества. Наилучшим образом эти ценности создаются культурой и просвещением. Это - первично».

Поделиться:

Наверх