АРХИВ
01.07.2009
БЕЗУПРЕЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ

Безупречная репутация – вот то, что на протяжении 20 лет неизменно отличает фонд «Новые имена». Таково единодушное мнение знаменитых музыкантов, с которыми фонд сотрудничает со времени своего основания. У каждого из них есть личное отношение к «Новым именам», о чем узнал наш корреспондент в серии блицинтервью.

Багдасарян Рафаэль Оганесович – народный артист России, профессор МГК им. П.И. Чайковского:

- «Новые имена» - это очень масштабное учреждение. И 20 лет его работы – это, можно сказать, уже исторический процесс: очень заметный и очень значительный по своим результатам. «Новые имена» – это непрерывные события в творческой жизни молодых россиян и в культурной жизни всей России. И, как хорошо известно, «Новые имена» давно уже вышли на международный уровень известности.

Я преподаю более 50 лет и немножко завидую тем ребятам, которые сегодня является лауреатами, стипендиатами фонда. Потому что вижу, какую пользу им приносит возможность собираться вместе, слушать друг друга, творчески взаимодействовать; какую огромную пользу им приносит общение с профессорами во время мастер-классов. Потому что, вспоминая себя в раннем возрасте, я вспоминаю и тот восторг, то замирание сердца, с которым воспринимал великие имена: Арам Хачатурян, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович. Мне посчастливилось впоследствии музицировать, дружить с этими выдающимися музыкантами. А современным талантливым детям приблизить свою мечту, осуществить ее в юном возрасте помогает фонд «Новые имена», причем очень многим, к тому же далеко не только из столичных городов - Москвы и Петербурга. Хороший пример – исполнительница из Якутска, ставшая лауреатом проходившего в ноябре конкурса «Новые имена». И, конечно, ярчайший пример - звезда нашей пианистической школы Денис Мацуев, родом из Иркутска.

Я сотрудничаю с фондом около 10 лет и не собираюсь прерывать это сотрудничество, это наше общее важное дело. Особо хочу сказать об Иветте Николаевне Вороновой: выдающаяся женщина, выдающийся организатор, блестящий оратор, хранитель главных ценностей русской культуры. «Новые имена» – это открытие большой перспективы в творческом развитии нашего подрастающего поколения. И потому я хочу пожелать фонду долгой, даже вечной жизни!

Тонха Владимир Константинович – народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных:

- Моя работа в «Новых именах» продолжается практически все время, что существует этот фонд. Я работаю в разных качествах – и как член экспертного совета, и как председатель и член жюри конкурсов, веду мастер-классы, каждый год приезжаю в Летнюю творческую школу в Суздале, выезжаю с детьми на концерты за рубежом, регулярно бываю на прослушиваниях в разных городах. Кстати, такие прослушивания являются существом идеи фонда. Именно так мы находили и находим наиболее талантливых детей, которых рекомендуем затем в фонд «Новые имена» или приглашаем на мастер-классы. Отбираем лучших. Иногда участниками программы становятся и мои ученики (и их уже немало), равно как и ученики других профессоров, сотрудничающих с фондом. Критерий отбора – не только у меня, но и у всех, кто входит в экспертный совет фонда «Новые имена», никогда не менялся. И особой проблемы в том нет, потому что у всех у нас достаточно большой - не одно десятилетие - опыт работы с молодыми людьми, в том числе и с детьми. Я, в частности, работаю и в ЦМШ, и заведую отделом в школе имени Гнесиных. Поэтому разобраться, «кто достоин, а кто недостоин», несложно. Оцениваются, прежде всего, способности и, конечно, подготовка.

По разнообразию и серьезности деятельности «Новые имена» - это, безусловно, фонд уникальный. Здесь заслуга полностью принадлежит Иветте Николаевне Вороновой. Много у нас было всяких фондов, которые в большей степени эксплуатировали способности детей, чтобы создавать себе рекламу. А в «Новых именах» идет большая помощь детям. Им дают возможность выступать на лучших площадках в России и за рубежом, им дарят инструменты, назначают стипендии. Многие из них вписаны в «Золотую книгу талантов России». Дети попадают в творческую обстановку – фестивальную, праздничную и одновременно рабочую. Педагоги этих детей получают у нас консультации, часто присутствуют на занятиях, когда мы ведем мастер-классы - это тоже приносит пользу. Ели же не детализировать, а обобщать, то с моей точки зрения, деятельность фонда «Новые имена» – одно из самых заметных культурных явлений в России за последние десятилетия.

Семенов Вячеслав Анатольевич – народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных:

- Начну издалека. Помните печально знаменитые 90-е годы, когда страна разваливалась и чуть не пошла «с молотка», когда сфера музыкального образования оказалась ненужной, и профессура получала зарплату, которую сейчас неприлично называть? И вот появился человек, который сказал: пусть так, и если мы не можем сохранить все, то мы должны сохранить хотя бы самое ценное – наш культурный генофонд. Это Иветта Николаевна Воронова, за что ей огромная благодарность.

И началось «выискивание» по всей стране талантливых ребят – музыкантов, исполнителей и на академических, и на народных инструментах. Идея, конечно, благородная, но средств особенных не было, и я до сих пор удивляюсь, как Иветта Николаевна умудрялась сводить концы с концами. А ей удавалось находить выходы из трудных положений, обретать поддержку, она действовала на всех уровнях, включая дипломатический и высокие этажи власти. И фонд выжил.

Я сотрудничаю с «Новыми именами» давно и регулярно, вот уже 10 лет, езжу в Суздаль - обязательно поеду и в этом году. Вообще, стараюсь приезжать даже тогда, когда мне это не очень удобно: Летняя творческая школа «Новые имена» - это, как говорится, святое. Идея школы мне кажется замечательной. Здесь собираются лучшие ребята из множества регионов, их направляют разные организации, в том числе и действующие отделения фонда. Так что свои две недели в год я им посвящаю с удовольствием.

Кроме того, я состою и в экспертном совете фонда на протяжении нескольких лет, работаю в жюри конкурсов, которые проводят «Новые имена», в том числе как председатель по своей секции. Эта работа позволяет наблюдать большое количество талантливых детей. Самое сильное впечатление, пожалуй, возникает, когда из какой-нибудь отдаленной точки страны приезжает необычайно даровитый ребенок. Например, много талантов в последнее время поставляет Сургут. Дети из Сургута получили поддержку в фонде, стали лауреатами различных, в том числе международных конкурсов, брали «Кубок мира», и это, конечно, замечательно, я рад за них.

Все что можно сделать для детей – мы стараемся в фонде делать. Вместе со мной здесь работают уже и мои ученики. Так, в Суздаль, например, приезжает заслуженный артист России, один из лучших, если не самый лучший баянист планеты Юрий Шишкин, работает, регулярно выступает. И лауреат международных конкурсов Александр Селиванов тоже постоянно там - в этом году он начнет занятия, а я затем продолжу. А учеников школы в Суздале, которые стали моими студентами, уже десятки. Может, в будущем и они начнут работу в фонде.

«Новые имена» так прекрасно, так результативно работают, потому что у этого фонда очень крепкий костяк. Это спаянный коллектив, это преданные делу люди, о каждом из которых можно сказать только самые теплые слова. И вряд ли здесь нужно что-то менять. Есть такая поговорка: «лучшее – враг хорошего». Можно было бы, наверное, пожелать только, чтобы у фонда появилась дополнительная материальная поддержка (уж не знаю, в чьем лице), а в общем, если бы создавались фонды по типу «Новых имен», было бы только лучше. Думаю, всего, что связано с помощью детям, «чем больше, тем лучше». Полезна любая организация, которая служит искусству и образованию. Если бы, когда я был ребенком, мне сказали, что я могу получить консультацию у ведущих музыкантов страны, могу как-то с ними встретиться, общаться, я был бы без ума от счастья. А такие возможности у сегодняшних ребят есть – благодаря фонду «Новые имена».

Круглов Вячеслав Павлович – народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных:

- Я работаю в фонде не с самого первого дня, но уже достаточно долго – с первой школы в Суздале, а в этом году она будет 17-й. Жаль, что на сей раз я не смогу туда поехать - очень грущу об этом, ведь там все мои друзья. А сам фонд, конечно, это большая семья, не только детей, но и профессоров.

Думая о «Новых именах», я переживаю исключительно положительные эмоции. Вспоминаю, как мы всегда радуемся новым выпускам летних школ, записи нового компкат-диска, презентациям наших проектов. Со стороны организаторов фонда я встречаю столько радушия и искренности, что иной раз хочется прийти к ним, чтобы просто пообщаться. Однако человеческая теплота отношений не отменяет высокой требовательности: это принцип работы фонда, который распространяется, прежде всего, на профессоров. В той же летней школе надо проводить мастер-классы, постоянно заниматься с детьми, много играть самому.

Есть у фонда и еще один важный принцип, я бы назвал это стратегией просветительства, которая, как показывает время, очень эффективна. Эта стратегия связывает между собой и людей, и организации, в том числе музыкальные учебные заведения, и регионы страны. Ведь посмотрите, какой был блестящий разворот культуры России от центра вглубь; как выдающийся стратег Иветта Николаевна Воронова повела фонд в Сибирь. В том, что Ханты-Мансийск стал крупным культурным центром, что имеет филиал академии имени Гнесиных, есть большая заслуга Иветты Николаевны.

У меня к фонду «Новые имена» особое чувство благодарности - за то, что он включил в орбиту своего внимания народные инструменты. Это произошло во многом усилиями Татьяны Алексеевны Гайдамович, ныне, увы, покойной. Она была председателем нашего художественного совета и с самого начала сказала: народным инструментам - быть. Поддержка фондом наших исполнителей сразу была очень горячей, народные инструменты стали полноправными участниками концертов, фестивалей, конкурсов. Это дало колоссальный толчок к развитию всех детей, участвовавших в программах фонда. Ведь они вместе растут, много общаются - и перед общими выступлениями, и проживая рядом в Суздале или просто направляясь одним самолетом или поездом в зарубежную поездку. Многие по-новому услышали наши народные инструменты, на которых прежде не сосредоточивали свое внимание.

Дети, прошедшие через фонд «Новые имена», заметно отличаются от тех своих сверстников, которые просто закончили музыкальные школы, колледжи, пусть даже блестяще. Лучшие из них – опора культурного будущего России. Я уверен, что так будет и дальше, потому что фонд блестяще прошел экзамен на свою состоятельность и теперь находится в числе лидеров движения по сохранению российского культурного наследия.

«Новые имена» – это «марка». Это высокая профессиональная репутация, и сотрудничать с «Новыми именами» почетно. Но я, например, не рассматриваю свою работу в фонде только как работу. «Новые имена» – это моя душа, мое сердце, моя любовь.

Грач Эдуард Давидович – народный артист СССР, профессор МГК им. П.И, Чайковского:

- Прежде всего, я должен сказать об Иветте Николаевне Вороновой: это человек совершенно невероятный! Человек фантастической воли, фантастической целеустремленности и фантастической доброты. Феноменальный человек, который нашел способ поддержать нашу творческую молодежь в годы, не самые легкие.

Я хорошо помню, как начиналось мое сотрудничество с фондом «Новые имена». В 1996 году на конкурс имени Ямпольского – первый, в подмосковной Дубне - приехала Иветта Николаевна Воронова и наградила моих лауреатов. С тех пор наше сотрудничество не прерывается. Конечно, я ездил в Суздаль на мастер-классы, занимался со скрипачами со всей России. В числе стипендиатов фонда есть сейчас и были и раньше мои собственные ученики – например, Алена Баева и Гайк Казазян, которые тоже прошли чрез летнюю школу «Новых имен». Теперь мне не удается часто выбираться в Суздаль, но мысленно я всегда с этим фондом и очень его люблю. В нем работают замечательные, преданные своему делу люди.

Я горд тем, что предложил «Новым именам» идею одноименного конкурса, который в этом учебном году проходил уже как международный. Произошло это так. Я был в Венгрии в качестве сопредседателя жюри конкурса юных скрипачей. Конкурс проходил в пяти возрастных категориях, что показалось мне очень интересным и правильным. Позднее я высказал эту мысль Иветте Николаевне и предложил – почему бы и нам не проводить похожий конкурс? А уже через несколько дней на расширенном художественном совете в фонде было принято решение проводить конкурс по нескольким специальностям и возрастным категориям.

Я высоко ценю идеи фонда, воплощенные, например, в мастер-классах – это прекрасное, большое дело. Ведь на мастер-классах часто появляются ребята, которые потом становятся очень известными. Я впервые услышал именно на мастер-классе, а не на конкурсе, прекрасного скрипача Айлена Притчина, ставшего затем победителем юношеского конкурса имени Чайковского. Сейчас он - студент Московской консерватории, учится в моем классе и успешно участвует в международных конкурсах.

Не один год наблюдая в фонде ребят, я вижу, что Россия действительно богата талантами. И это относится не к одним только ученикам, а и к их педагогам – это же тоже бывшие ученики. Конечно, в разных городах разные условия работы, не всегда «идеальные», но очень многие преподаватели добиваются замечательных результатов. Понятно, что Москва и Петербург не могут не иметь великолепных педагогов. Но приведу в пример Ростов, Хабаровск, Нижний Новгород, Екатеринбург или кажущийся особенно далеким Якутск, откуда пришло много лауреатов конкурса «Новые имена», в том числе и нашего последнего, ноябрьского. В этих городах есть прекрасные, хорошо обученные скрипачи (то, что они талантливы, разумеется само собой).

У фонда «Новые имена» интереснейшая деятельность, и мне бы хотелось, чтобы фонд больше поддерживали не только маститые профессора, но и молодые успешные музыканты. Иветта Николевна дала изумительный пример, и следовать пути, который она нам указала, было бы очень правильно.

Поделиться:

Наверх