АРХИВ
26.11.2012
ИМЕНА БУДУЩЕГО

17 - 18 октября в Красноярске и Дивногорске проходил краевой форум достижений детей, одаренных в области культуры и искусства. Его итоги в интервью «Играем с начала» прокомментировала министр культуры Красноярского края Е.Г. Паздникова.

- Елена Галактионовна, как вы оцениваете прошедший форум, в чем видите его особенности?

- Изначальная установка была не на формальные встречи, а на живое личностное общение - учеников, педагогов, специалистов из ведомства культуры. Впрочем, не только их. На части площадок мы специально внедряли людей, работающих вне сферы культуры. Это, например, политики, бизнесмены, корреспонденты газет, увлеченные нашей тематикой, - в конечном итоге это те люди, которые приходят в наши концертные и театральные залы. Мы сделали это намеренно - для того, чтобы диалог был объемным. Нередко нас укоряют в том, что сфера культуры замкнута в себе, говорят, что мы учим молодежь «для себя», что сами являемся зрителями и слушателями. Поэтому мы постарались, чтобы в форуме приняли участие люди из разных сфер деятельности.

Форум - это способ выявить существующие слабые места. К примеру, нам могут сказать: да, у вас, действительно, все здорово получается, только мы об этом ничего не знаем, - и тогда выявляется проблема коммуникации. Или: у вас что-то получается хорошо, но где-то - еще лучше, и тогда выясняется, что есть опыт, который нужно осмыслить. Другими словами, форум - это место встречи, которое позволяет нам разговаривать о главном. Безусловно, подготовленно разговаривать. Мы приглашаем собеседников, способных рассматривать ситуацию комплексно, - например, из Российской академии музыки им. Гнесиных, Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, то есть из тех образовательных учреждений, которые находятся на вершине образовательной вертикали и способны видеть контент всей России, ведь в них поступают абитуриенты из всех субъектов Российской Федерации.

Что касается результатов и открытий, скажу следующее. На прошлом форуме у нас проходило несколько интересных встреч, в результате которых возникли совместные проекты, в частности проект с участием СМИ. Он хорошо освещался и получил значительный отклик, что неудивительно, потому что, говоря о культуре, мы задаем широкий спектр тем, на которые любой мыслящий человек найдет что сказать. В следующем году мы планируем провести третий форум по программе, курируемой губернатором Красноярского края, «Одаренные дети Красноярья». Мы надеемся, что результаты второго форума выльются в тематику и проблематику, которые будут рассматриваться в 2013 году. Затем мы должны будем внимательно проанализировать, что же удалось сделать посредством этих форумов, насколько они были эффективны и полезны, воздействуют ли они только на информационное пространство или и на методики и технологии образовательного процесса тоже, способны ли помочь в решении проблем. Я жду именно таких, очень конкретных результатов.

- Могли бы вы обозначить сегодняшний вектор развития образования в сфере культуры и искусства Красноярского края?

- В последние несколько лет ситуация в этом секторе у нас складывается благоприятно. Начинает собираться система, которая устояла, хоть и были попытки не столько даже разрушить ее, сколько размыть ее основные принципы. Говоря о «размывании», я имею в виду то, что в образовательный процесс резко внедрились эстрадное образование и общеэстетические воспитание. (Конечно, все это тоже нужно, и все же это не является элементами академического образования.) В какой-то период эти отделения стали забирать контингент, который мог бы осваивать игру на музыкальных инструментах: вдруг все стали петь песни, ушли в общую эстетику. Но обвинять в этом образовательные учреждения, я думаю, не стоит, потому что они пытались выживать, сохранять преподавательский состав, финансирование, выделяемое на муниципальное образование, и в целом пытались все-таки сохранить систему.

В последнее пятилетие мы осознанно выстраиваем межуровневые связи между школой и средним профессиональным образованием. Начинает заново выравниваться система, выравнивается структура отделений в школах. Были школы, где осталось лишь фортепианное отделение. Или есть отделение духовых инструментов, но все играют только на флейтах. Нам пришлось начать работать адресно, ежегодно встречаться с каждым директором школы для уточнения ситуации, и не через орган муниципальной власти, а напрямую вести такую вот точечную работу. Результаты есть, открыли достаточно много отделений в школах.

У нас есть целевые программы, в частности «Одаренные дети Красноярья». Из выделяемых на них средств приобретаются инструментарий, сценические костюмы, дети направляются на конкурсы. В программу «Культура Красноярья», которую мы будем утверждать, нами внесено предложение практически полностью посвятить детям первый и второй годы ее реализации, поддержать все учреждения, связанные с творческим развитием детей и юношества, - от муниципальных школ искусств и средних профессиональных учебных заведений до клубных объединений, центров творчества (это во второй год).

Школы искусств возвращаются из сферы образования в сферу культуры. Возвращаясь, они понимают, что приходят в свою отрасль. Стало не так уж страшновато оставаться в сфере культуры, как это было ранее. Главное - они понимают, что все-таки есть своя отраслевая логика развития образовательного учреждения. Мы также сохраняем и увеличиваем контингент средних образовательных учреждений и постепенно уходим от большого засилья эстрадного направления, электронных инструментов, групп эстетического развития. Повторю, что мы эти направления тоже поддерживаем и считаем, что они должны иметь место, но, все же, мы способствуем тому, чтобы они перестали быть превалирующими. Ведь наша задача – воспитать, прежде всего, классических музыкантов, подготовить оркестрантов, которые завтра придут в симфонический оркестр и обеспечат в нем полный набор групп инструментов. Так что вектором развития образования в сфере культуры и искусств Красноярского края я бы назвала систематическое серьезное достраивание образовательной системы.

Поделиться:

Наверх