АРХИВ
01.04.2010
СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА - МОЩНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕСУРС

- Михаил Сергеевич, позвольте первым задать один очень конкретный вопрос. Начатая реставрация-реконструкция возглавляемой вами МССМШ имени Гнесиных, конечно, усложнила жизнь – и преподавателям, и ученикам. Как отразились эти новые условия жизни на работе, на наборе в школу?

- Действительно, мы пока разбросаны по нескольким адресам. Занятия у нас идут и на Ильинке, и на Сретенке, начальная школа все еще находится на Знаменке. Но в конце этого учебного года со Знаменки мы переезжаем на Цветной бульвар - на очередной новый временный адрес, и надеюсь, что это будет уже последний наш переезд из того здания, которое летом также будет подвержено реконструкции. Наряду с тем корпусом, который ремонтируется год, пора переносить работы на второй, третий и четвертый корпуса, из которых в результате будет состоять наш комплекс на старом месте. По плану все работы должны завершиться к 2012 году.

Что касается приема, он не был у нас ажиотажным и остается таким, каким был и прежде. На мой взгляд, родители в целом стали меньше направлять своих детей в сторону художественного образования. По их мнению, музыкальная профессия не приносит быстрых карьерных результатов, но при этом требует очень большого по времени «усидчивого ресурса» – и от самих детей, и от родителей. Выбиваются в звезды далеко не все, видеть же своих детей педагогами музыкальных школ или оркестрантами, то есть работающими на не очень престижных, как им кажется, должностях, родители, в основном, не хотели бы. Именно ощущение престижа – вот что для них важно. А поскольку в последние годы заработная плата у людей, занимающихся художественным образованием, небольшая, то и престиж уменьшается…

- Перемен к лучшему вы не ощущаете?

- На сегодняшний день появились некие новые симптомы в государственном руководстве и заметна активность людей, которые заботятся о том, чтобы художественное образование в России не просто не умерло, но развилось. Есть ощущение, что эти структуры поворачиваются лицом к проблеме и понимают, что ею нужно заниматься вплотную, иначе наши успехи могут, в конце концов, померкнуть, как они померкли на Олимпиаде в Ванкувере. Понятно, что неудачи спортсменов всем видны, а неудачи и пробелы в художественном образовании, которые переживает наше государство в течение последних лет, не так очевидны. Тем не менее, последствия могут быть гораздо более серьезными, нежели отсутствие нескольких золотых медалей на лыжных гонках. Потому что, конечно, спорт, а значит и здоровье - для нации очень серьезные и важные вещи, но отсутствие духовности и должного образования рано или поздно - так же, как отсутствие физической культуры, - скажется на здоровье общества. Уровень общей культуры и образованности определяет ведь и уровень существования, а он напрямую связан и с медицинским обслуживанием, и с научно-исследовательской деятельностью – со всем в нашей жизни, включая ее продолжительность. Я уже не говорю про такие сферы, в которых наше государство собирается произвести качественный скачок - к примеру, техническая модернизация. Но она невозможна без идеи, без креатива, без развития нестандартных подходов к решению технологических задач. И в этом смысле художественный ресурс очень слабо пока используется, оттого что внимание к нему в последнее время понижено. Правда, эта тема уже возникает на достаточно серьезной высоте – на уровне Госсовета, на парламентских слушаниях, и понятно, что обеспокоенность в высших эшелонах власти существует. Хочется лишь надеяться, что обеспокоенность повлечет практические шаги, способствующие развитию художественного образования и в том числе - профессионального музыкального образования, в котором мы ведем свою деятельность.

– Каковы в целом позиции специальных музыкальных школ сегодня?

- Наша школа в общем художественном образовании занимает нишу профессионального образования и относится к разряду тех учебных заведений, которые готовят наиболее сильные кадры. Потому что, как всем известно, узкая профессионализация у нас ведется, начиная с пяти-шести лет. Безусловно, это не может не сказываться на дальнейшем росте и оснащенности наших детей, когда они становятся профессионалами и переходят в разряд педагогов или исполнителей. Вот группа таких российских школ, в которых образование ведется комбинированно, в которых интегрированы музыкальные и общеобразовательные циклы, и составляет «кадровое ядро» в когорте будущих солистов, даже будущих звезд, я бы сказал, а также в оркестрах и музыкальных театрах. Эти школы, собственно, и создают музыкальную славу нашей страны и ее определенный образ за рубежом. В то же время своей деятельностью они формируют необходимую культурную среду.

Ниша, которую занимают такие учебные заведения, в частности и наша школа, десятилетиями остается очень востребованной, и приходится только удивляться, почему к их работе нет особого отношения в государстве. Наверное, стоило бы подумать о выделении специальных грантов и для средних учебных заведений, а не только для ведущих вузов в области художественного образования, для театров или оркестров. Все-таки без музыкального воспитания подрастающего поколения, без рекрутирования из музыкальных школ в профессиональные учебные заведения, без формирования этой юношеской музыкальной среды у нас не будет музыкального студенчества и привычного для нас высокого уровня образования в музыкальных вузах. Роль наших учебных заведений очень высока, и мы будем рассчитывать на поддержку.

Поделиться:

Наверх