АРХИВ
01.12.2007
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

С нынешнего учебного года в московской ДШИ им. М.А. Балакирева работает отделение инновационных арт-технологий. Каковы причины появления и стратегические задачи нового отделения, рассказывает один из инициаторов начинания, заведующий отделом компьютерной музыки школы Балакирева, руководитель Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, член-корреспондент Международной академии информатизации Э.Р. Дарчинянц.

- Эдуард Рубенович, чем обоснована необходимость в новом отделении?

- С одной стороны, реальность такова, что в мире современной культуры возникают новые профессии, решаются новые творческие и технологические задачи, происходит фактически новый синтез искусств, связанный с развитием наукоемких информационных технологий.

С другой стороны, сегодня в российских регионах имеется большой опыт сотрудничества в области интегративного, в том числе полихудожественного, образования между ДМШ, ДХШ, ДШИ, общеобразовательными школами. Например, на базе ДШИ возникают гимназии искусств с общеобразовательными предметами или, наоборот, в общеобразовательные школы привлекаются педагоги музыкальных училищ и школ искусств, в результате чего также возникают новые образовательные структуры. И это – тоже реальность, которую, в частности, отражает деятельность Национальной ассоциации учебных заведений искусств, включающая в себя общение между десятками учебных заведений, методических кабинетов и центров, конкурс инноваций в области художественного образования под названием «Балакиревский проект» и многое другое. Кстати, именно Балакиревский конкурс в значительной мере показал, что подавляющее большинство региональных школ искусств пытаются выходить на сотрудничество, на интеграцию, для чего и создают собственные инновационные проекты с участием преподавателей, учеников и их родителей.

- С чего вы начали в вашей школе?

- С эксперимента на базе отдела компьютерной музыки, который, сразу скажу, прошел успешно, и его результатами, после проведенного нами демонстрационно-ознакомительного семинара, были удовлетворены специалисты Методического кабинета московского Департамента культуры во главе с их руководителем - А.С. Цодоковой.

Суть эксперимента заключалась в том, чтобы ввести в образовательный процесс новые информационные технологии и показать их удивительно благотворное влияние на развитие творческих способностей детей. Это и компьютерные технологии, в том числе – различные программы «музыкального редактора», и широкое освоение возможностей синтезатора, и многое другое. Был организован специальный учебный план, созданы новые предметные образовательные программы для того, чтобы каждый ученик за семь лет обучения, начиная с первого класса, прошел, помимо традиционных дисциплин, еще и особые учебные предметы, раскрывающие с помощью новых технологий его творческие возможности. К старшим классам все наши дети – участники эксперимента - импровизировали, сочиняли, занимались компьютерной аранжировкой, потому что с первого класса все это вводилось через формы инструментального музицирования, в общем курсе синтезатора, затем - музыкально-компьютерном моделировании, которое я веду, и прочих специальных занятий.

Цель была достигнута: мы показали, что музыкально-компьютерные технологии открывают новые значительные возможности для реализации творческих возможностей детей и подростков, и что модернизация может стать основой новой организации музыкального образования.

- В чем же заключается эта новизна?

- Одна из наших задач, как я не устаю повторять, – поставить музыкальное образование с головы на ноги. Музыкальное образование в России традиционно сконцентрировано на идее исполнительства. Мы же говорим о другом подходе: детей надо учить музыкальной речи, умению пользоваться музыкальным языком наравне с родным русским.

- На какой стадии отделение инновационных арт-технологий сегодня?

- Первый этап эксперимента завершился к весне прошлого учебного года, и стало ясно, что его можно продолжать, наращивая усилия и темпы. Дирекция школы нас поддержала, и в этом учебном году мы вышли на новый, расширенный этап. Итак, создано отделение инновационных арт-технологий. В его состав входят четыре отдела: компьютерной графики, компьютерной музыки, третий отдел - кино, телевидение и цифровая художественная фотография, четвертый – отдел эстетического развития и творческого самоопределения.

Какие идеи действуют в этом эксперименте? С одной стороны, освоение информационных технологий во всех современных видах искусств. С другой стороны, обеспечение на уровне художественного образования интеграции искусств, при которой все предметы связаны и понятны ученику как основа любого творчества. Системный подход, отличавший первый этап эксперимента (на уровне отдела компьютерной музыки), сохраняется и на новом этапе.

Содержание образовательного процесса на отделении инновационных арт-технологий состоит из трех компонентов. Первый – базовый – строится на примерных авторских образовательных программах. Второй – вариативный - состоит из двух элементов: профильные курсы и элективные, то есть избирательные (аналог предмета по выбору). Тот, кто занимается компьютерной графикой, может выбрать кино, фото, звукорежиссуру (у нас есть звуковая студия, на базе которой мы можем устраивать арт-практикум).

Мы сформулировали четыре творческих метода обучения: проектный, наставнический, интегративный и условно-предпринимательский.

Об интегративности я уже достаточно сказал. Но вот - наставнический метод. Здесь поставлена задача создания такой модели обучения, при которой педагог не является просто преподавателем, а ученик не является просто учеником, который слушает и, по возможности, выполняет требования. Обучение имеет форму творческой мастерской. В идеале это – мульти-школа художественных ремесел, где каждый преподаватель - мастер, а ученик – подмастерье.

Проектный метод. Мы наметили программу действий по разработке различных учебно-творческих проектов, в которых учащиеся отделения выступают как единая команда. Например, проект «Детсад» (его основной автор – отдел кино-фото-телевидения). Это шесть серий короткометражных художественных кинофильмов, и их нужно подготовить в течение текущего учебного года. К работе подключается отдел компьютерной графики с задачей сделать анимационные заставки для начала и конца каждой серии, то есть создать 12 мультиков продолжительностью по 10 секунд. Для отдела компьютерной музыки задачи тоже определены: сочинить, аранжировать и записать три мелодии веселого характера, три - лирического, плюс придумать музыкальную заставку для начала и окончания каждой серии.

На будущее мы ставим задачу внешней оценки нашего творческого продукта. И это - предпринимательский, или, как мы условно назвали, «рыночный» метод. Здесь предполагается решение вопроса: наша продукция кому-то нужна? Где-то ее можно реализовать? Уже сегодня, я думаю, да: каналом продвижения продукции может быть кабельное телевидение, например.

- Кто преподает на новом отделении?

- Это наши преподаватели. К тому же, параллельно инновационному отделению арт-технологий у нас в школе сейчас создается информационный отдел – отдел новых технологий без образовательных задач, который будет помогать всей школе с компьютерами, компьютерными программами, обеспечивать регулирование и анализ разных потоков внутришкольной информации.

- Техническое оснащение предполагается самое серьезное?

- У нас, действительно, серьезное оснащение. Компьютеры, синтезаторы, мидиклавиатуры, звуковая аппаратура (и записывающая, и воспроизводящая), сканеры для компьютерщиков-графиков, фото-видеоаппаратура и так далее – все есть.

- Ваш опыт сложно перенять, здесь нужны серьезные финансовые вливания.

- Нет: смотря о чем говорить. Если, например, о компьютерной графике, то нужен только компьютер с определенным программным обеспечением и принтер. Если говорить о компьютерной музыке, то мы начинали с малого – компьютер с соответствующей программой, синтезатор, - и это все.

Главная идея – уйти от узкой специализации в художественном образовании, перейти с помощью новых технологий и методов к интегративной образовательной и учебно-творческой деятельности.

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- Мы хотим также поставить задачу индивидуальных траекторий в обучении каждого ученика с учетом наших возможностей, имеющихся предметов по выбору. На нашем новом отделении есть отделы, которые обучают и три года, и пять, и семь лет с разной степенью профессиональной ориентации.

Например - отдел эстетического развития и творческого самоопределения. Здесь даются основы музыкальной грамотности, изобразительного и танцевального искусств. Цель – помочь определиться ученикам, чтобы в старших классах они сознательно выбирали, в качестве профильного, занятие по душе. Так вот: в составе всего нашего отделения мы и хотим построить учебный процесс так, чтобы все ученики сначала прошли некий «неопределенный» период – имею в виду именно поиск призвания во время обучения на отделе эстетического развития. Мы предлагаем и одно, и другое, и третье, и еще - дополнительные предметы в области информационных технологий (арт-технологий), чтобы к старшим классам учащиеся самоопределялись и по группам или индивидуально переходили на отделы, которые им близки. Для таких, сознательно сделавших свой выбор, детей мы можем разработать специальные индивидуальные траектории развития.

Поделиться:

Наверх