АРХИВ
10.09.2013
Ольга Рыбакова: «В САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ ОСОБАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА»

Министр культуры Самарской области – о культуре и творческом потенциале региона

– Ольга Васильевна, почему в числе подведомственных министерству культуры учреждений только одно связано с музыкальным образованием – хоровая школа-десятилетка? Ведь есть колледж искусств в Сызрани, музыкальные училища и в Самаре, и в Тольятти, в Тольятти вот уже и консерватория открыта, а в Самаре работает академия культуры и искусства. Не кажется ли вам, что эти и, возможно, другие учебные заведения области, в которых готовят музыкантов, должны подчиняться министерству культуры?

– Я считаю, что так и должно быть. Я поясню – все учреждения среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры находятся в ведомстве министерства образования и муниципалитетов. Мы можем получить ощутимый результат, только если создадим образовательные учреждения в сфере культуры. Если все получится, то навсегда отпадет необходимость тратить бюджетные деньги на привлеченных специалистов. Мы нуждаемся в собственных профессионалах. Не всем же получать образование в Москве или Петербурге. Надо создавать кадровую основу, создавать школы. Мы к этому идем, но пока мы в начале пути.

– В одном из своих интервью вы говорили об открытии в Самаре консерватории как о своей мечте. Действительно ли нужна России еще одна консерватория и насколько ваша мечта реальна?

– Безусловно, нужна. Но важно другое. Вернемся к предыдущему вопросу. Очень важный момент – формирование педагогического состава, поиск высококвалифицированных специалистов. Для того чтобы был ощутимый эффект, в консерваторию необходимо вложить большие бюджетные деньги. Еще одно очень серьезное направление работы – формирование ученической среды, отбор самых талантливых музыкантов региона. Мечта реальна. Но для воплощения ее в жизнь нам нужен мощный фундамент. Нам необходима серьезная кадровая работа для формирования педагогического аппарата. Повторюсь, создание консерватории – это серьезное вложение денег. Это системная работа и подчинение региональной власти. Это очень долгий процесс. Три-пять лет минимум. И сейчас я не говорю о поиске помещения, о закупке музыкальных инструментов – это еще одно важнейшее направление работы. Но у нас есть кого пригласить на работу в консерваторию. У нас очень много юных дарований, которые участвуют и занимают победные места в международных конкурсах.

Еще один фактор, который имеет первостепенное значение, – инициированное президентом РФ и губернатором Самарской области повышение заработной платы работникам культуры. Работать в сфере культуры становится почетно. В данный момент на наших глазах происходят позитивные изменения, которые не могут не затронуть общественную жизнь губернии. Не так давно среди работников культуры было много людей около пенсионного возраста. Их было почти вдвое больше, чем молодых специалистов. Сейчас ситуация в корне меняется. В учреждения культуры начала приходить молодежь. И мы этому очень рады.

– Кто сегодня является поставщиком кадров в Самарский театр оперы и балета и Самарскую госфилармонию? Достаточно ли финансовое участие министерства в жизни этих двух его «подопечных» и в чем оно конкретно заключается?

– Поставщиками кадров мы станем после появления образовательных учреждений под эгидой министерства культуры. Пока мы ищем кадры. Иногда к нам на работу приезжают люди из других регионов. Мы создаем для них хорошие условия, и они с радостью остаются работать у нас. Касательно вопроса о финансировании министерством подведомственных учреждений я могу сказать о том, что творческому человеку всегда не хватает средств на реализацию своих проектов. Он постоянно находится в поиске, у него масса новых нереализованных идей.

– Как вы оцениваете сегодняшний творческий потенциал филармонии и будет ли у нее новый художественный руководитель после ухода с поста Дмитрия Когана? А может быть, коллегиальность лучший вариант?

– У Самарской государственной филармонии обязательно будет новый художественный руководитель. У нас уже были коллективные выборы директоров учреждений – мы через это проходили. У творческих людей оченьмного мнений, а должно быть одно – и это мнение руководителя. Кто-то должен уметь поставить точку. Я не против художественного совета, к мнению которого художественный руководитель прислушивается. Но принимать взвешенные решения должен один человек. И нести ответственность за свои действия.

– Самара на культурной карте России выделяется несколькими знаменитыми уже проектами в области академической музыкальной культуры и музыкального образования. Это, прежде всего, фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» и Детская музыкальная академия стран СНГ и Балтии под патронатом Юрия Башмета. Что, на ваш взгляд, сегодня важнее – стягивать на фестивали в Самару мощные силы, такие как основное «действующее лицо» фестиваля памяти Ростроповича – оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, или сосредоточиться на поддержке талантливого музыкального юношества, чем занимается академия Юрия Башмета? Кстати: есть ли у академии в Самаре своя база – нечто вроде летней творческой школы с постоянным адресом?

– Сейчас вопрос с летней творческой школой на территории Самарской губернии отрабатывается. Юрий Абрамович – очень занятой человек. К 2014 году, я думаю, мы этот вопрос решим. Вы знаете о том, что Юрий Башмет уже не первый год ведет шефство над музыкальной школой в Новокуйбышевске, в Самарской области. Теперь эта школа с гордостью носит имя Юрия Башмета. Именно на базе этой школы, в числе других площадок Академии, в третий раз прошла Детская музыкальная академия стран СНГ и Балтии. Вернемся к летней творческой школе с постоянным адресом. Нам необходимо сделать так, чтобы школа постоянно осуществляла свою культурную деятельность. Необходимо разрабатывать программы, приглашать компетентных специалистов. Быть может, мы откроем летнюю школу на базе ДМШ им. Ю. Башмета в Новокуйбышевске. В этом вопросе мы не торопимся ставить точку – необходимы дополнительные встречи с Юрием Абрамовичем и мэром города Новокуйбышевска.

…Для культуры Самарской области важно все – и развивать детское творчество, и проводить фестивали академического искусства. Чем больше мы работаем с самыми разными целевыми группами, чем больше мы реализуем масштабных проектов, тем лучше. Не просто так именно к нам приезжают такие звезды, как Гергиев и Башмет. В Самарской губернии особая культурная среда и очень требовательная, но благодарная публика.

– В последнее время много говорится о доступности культурных ценностей, в том числе, полагаю, рассматриваются и ценности музыкальной культуры. Как вы понимаете этот постулат? Насколько значительны в этом смысле возможности у жителей Самарской области сегодня? И что с точки зрения развития именно музыкальной культуры предполагает программа «Развитие культуры в Самарской области» на 2013-2017 годы?

– На территории Самарской губернии реализуется большое количество социальных проектов. Это бесплатные концерты, мероприятия для детей, абонементы в Самарской государственной филармонии и Самарском академическом театре оперы и балета, встречи со звездами исполнительского искусства, выездные выступления артистов наших театров на территориях муниципальных образований. В силу этих проектов культура становится доступной для всех категорий жителей Самарской губернии, а также для социально незащищенного населения – для тех, кто не имеет возможности купить билет.

Большое значение уделяется детскому чтению и работе с молодой аудиторией. Я с уверенностью могу сказать, что библиотека и книга стали неотъемлемой частью жизни молодежи губернии. На протяжении прошлого года в просветительских мероприятиях и областных конкурсах Самарской областной детской библиотеки участвовало более 1000 человек из учреждений для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении. Также была организована активная деятельность мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания (библиобуса) Единой методической службой областных библиотек. За прошлый год было сделано свыше 40 выездов в муниципальные районы области, выдано более 5000 изданий, проведено свыше 30 мероприятий.

Культурный потенциал области необходимо использовать для формирования положительного имиджа региона на общероссийском уровне и за рубежом. У нас уже сейчас существует масса проектов, которые знают и в России, и за ее пределами.

Поделиться:

Наверх