АРХИВ
27.09.2013
БЕРГЕНСКИЕ СОКРОВИЩА

Мировые знаменитости и перспективная молодежь, современная музыка и почтенная классика, визит к Григу, но сначала – шоу светящихся вертолетиков: таким запомнился летний Бергенский международный фестиваль

Берген – красивейший город на западе Норвегии, второй по величине после Осло. Здесь родился Эдвард Григ, чья музыка впитала в себя, кажется, все ароматы норвежских лесов, полей и рек. Эта музыка – неотъемлемая часть Бергенского фестиваля, его лейтмотив, и поездка в усадьбу композитора в Тролльхауген является обязательным пунктом фестивальной программы. Своей открытостью и чистотой источника музыка Грига до сих пор способна вдохновлять на самые смелые поиски новых территорий. Ее на Бергенском фестивале нередко исполняет главный музыкальный герой Норвегии – пианист Лейф Уве Андснес, один из ярчайших представителей мировой фортепианной элиты. Правда, как минимум на двух последних фестивалях он демонстрировал соотечественникам еще и свое дирижерское искусство, делая это по старинке – не выходя из-за рояля. Концерты Бетховена два фестиваля подряд Лейф Уве Андснес исполнял вместе с великолепным Малеровским камерным оркестром, звук которого отличается блеском и свежестью. Бетховен получается у них очень общительным, интеллигентски негромким, ведущим аргументированный диалог с миром.

Бергенский фестиваль – очень свободный, толерантный фестиваль самых широких взглядов. С приходом датского музыковеда с философским образованием, крупного арт-менеджера Андерса Бейера на пост исполнительного директора и художественного руководителя сюда хлынули потоки современной музыки самого разного толка. Так, нынешний фестиваль открывался норвежской премьерой оперы «Марко Поло» Тань Дуня в экстравагантной мультимедийной постановке Нетайи Джонс под музыкальным руководством Балдура Бреннимана, показанной на сцене Зала Грига.

На открытии первого фестиваля в 1953 году в Бергене выступали Леопольд Стоковский и легендарная норвежская дива Кирстен Флагстад. С тех пор и по сей день существует традиция отмечать начало Бергенского международного фестиваля как национальный праздник. Господа в белоснежных рубашках, в черных, темно-зеленых, бежевых, темно-синих жилетках, щедро расшитых цветочным орнаментом, дамы в широких юбках или бриджах с чувством нескрываемого счастья спешат занять места в партере под открытым небом, расположенном у озера на главной площади, чтобы выслушать приветственные речи и прослушать небольшой концерт Бергенского филармонического оркестра. Что говорить, слово «фестиваль» здесь понимают буквально.

Бергенский фестиваль – это не только музыка: это и визуальные искусства, и драматический театр, и танец. Есть соблазн сравнить его с Зальцбургским фестивалем, однако степень свободы и независимости в Бергене несоизмеримо выше. «Зальцбургского» в Бергене было намного больше, когда в нем участвовали такие музыканты, как Евгений Мравинский, Герберт фон Караян, Элизабет Шварцкопф, Иегуди Менухин, то есть лучшие из лучших. Сегодня с фестивалем на родине Моцарта фестиваль на родине Грига роднит, прежде всего, значительный удельный вес классической музыки и неизменное присутствие именитых музыкантов. При этом «стариков» среди приглашенных солистов совсем немного – заметнее представители среднего и младшего поколений. Ярко-зеленый свет – перспективной молодежи. Фестиваль обожает открывать новые имена. Так, одной из «матрешек» в его многоярусной программе был конкурс на «Норвежский приз солиста», прослушивания которого проходили в восхитительном камерном зале в усадьбе Грига с живописным видом на озеро: прямо за сценой – окно в пол во всю стену. Среди состязавшихся были норвежская скрипачка Мириам Халмс Олиен, исландский трубач Йоханн Нардо, датский кларнетист Матиас Кьеллер, финский пианист Йоханнес Пиирто и шведская скрипачка Эллен Нисбет, которая и стала победительницей.

На Бергенском фестивале в высокой цене камерное музицирование. В этом году, например, выступал знаменитый «Хаген-квартет» с сочинениями Бетховена, «Крейцер-квартет» исполнял Бартока, Грига и Финнисси. Новая скрипичная звезда – норвежка Вильде Франг представляла сольные и ансамблевые программы с виолончелистом Трульсом Мёрком и пианистом Кристианом Иле Хадландом. Всемирно известный немецкий контратенор Андреас Шолль и пианистка Тамар Хальперин привезли программу из песен Брамса, Гайдна, Моцарта, Шуберта.

Берген чутко улавливает мировые тенденции в академической музыке, поэтому жанр исторически информированного исполнительства тоже в почете. Этим летом на фестивале побывал Фрайбургский барочный оркестр под управлением Готфрида фон дер Гольца с музыкой Вивальди и Баха. Жемчужиной афиши стал концерт прославленного ансамбля L’Arpeggiata, возглавляемого очаровательнейшей полиглоткой Кристиной Плюар. Их программа &laquoMеditerraneo» («Средиземье») актуализировала Берген как средневековый портовый городок, где можно услышать букет голосов со всего мира. В аутентичном Зале Хокона из камня и дерева они с песнями и греко-итало-каталонскими наигрышами смотрелись, как странники во времени. Но музыканты не были бы нашими современниками, если бы не дышали современно: аутентичное и традиционное они органично и незаметно соединяли с джазовой импровизацией, связывая прошлое с настоящим...

Поделиться:

Наверх