АРХИВ
31.03.2018
ПОД ЗНАКОМ ЛЮБВИ К ТРАДИЦИЯМ
С 12 по 18 февраля в Мариинском театре прошел III ежегодный фестиваль «Поющая Масленица», включивший в свою программу концерты российских и зарубежных хоровых коллективов, а также показ опер Римского-­Корсакова «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже». Одним из самых ярких событий стало выступление в концертном зале Мариинки Пражского филармонического хора.

Основанный в 1935 году хор имеет заслуженный авторитет в Европе. На протяжении своей богатой творческой биографии он неоднократно сотрудничал с лучшими мировыми оркестрами (среди которых Берлинский филармонический, Саксонская капелла, Венский симфонический) в исполнении симфоний и ораторий. С 2007 года на посту руководителя коллектива – дирижер Лукаш Василек, ставший обращать особое внимание на музыку, представляющую хор в его автономном статусе: а капелла.

В феврале у петербургских меломанов была прекрасная возможность услышать Пражский филармонический как с оркестром (под управлением Николая Алексеева в Большом зале филармонии прозвучала «Глаголическая месса» Леоша Яначека), так и в собственно хоровом амплуа. Представленные на «Масленице» «Кантаты из Высочины» Богуслава Мартину в прошлом году были выпущены на диске, получившем высокую оценку у критиков и экспертов. 

Современник Прокофьева и Стравинского Богуслав Мартину – фигура чрезвычайно интересная и, к сожалению, малоизвестная у нас. В его творчестве можно найти сплав разных композиторских техник и музыкальных течений первой половины XX века. Но даже в своих самых сложных и экспрессивных опусах Мартину удается сохранить особую трепетную лирическую интонацию, в полной мере раскрывшуюся в его поздних опусах, писавшихся с 1955 по 1959 год. В них житейская мудрость много повидавшего на своем веку художника словно встречается с незамутненным искренним взглядом ребенка.

Импульсом к сочинению «Кантат из Высочины» стали стихи чешского поэта Милослава Буреша, живо напомнившие Мартину образы проведенного им в сельской глубинке детства. Картины бесхитростного крестьянского патриархального быта, описание природы и обычаев взволновали композитора и подвигли на создание четырех кантат, каждая из которых является, по сути, хоровой поэмой. Задуманные поодиночке, они тем не менее вместе образуют программную «хоровую симфонию». Именно как единый цикл представил кантаты в Петербурге дирижер Лукаш Василек, ради общей драматургии изменивший хронологическую последовательность.

Вечер открылся самой масштабной по составу и по длительности «Легендой из дыма картофельной ботвы», повествующей об ожившей скульптуре Девы Марии, которая спустилась с алтаря и вышла к простым людям помогать в их жизни и повседневной работе. Хор, три солиста (сопрано, альт и баритон) и небольшой инструментальный ансамбль рассказывали историю в духе старинного театра: герои выступали то от лица рассказчика, а то от имени персонажей. Разношерстный аккомпанирующий состав (флейта, кларнет, валторна, аккордеон и фортепиано) был подобен стихийному народному оркестру, в котором каждый играет на чем может.

В прозвучавшей после «Легенды» кантате «Очищение родников» женский состав хора, три солиста, чтец неспешно вели рассказ о старинном весеннем обряде, когда юные крестьянки в нарядных одеждах очищали колодцы от накопившегося за зиму сора. Вода в философском контексте имеет здесь еще символическое значение источника жизни, традиций, обычаев предков.

«Романс из одуванчиков» – баллада девушки, ждущей возвращения своего возлюбленного из армии, для хора а капелла, сопрано и тенора стала лирическим предыктом к финальной, завершенной Мартину незадолго до кончины кантате «Микеш с гор»: незамысловатой истории о находчивом пастухе, ушедшем в горы пасти белых коз и обманувшем мороз и снег.

Пражский филармонический хор не просто чисто и аккуратно спел эти хоровые партитуры, но прочувствовал каждый нюанс, каждый оттенок смысла. Сопрано Павла Выкопалова, альт Яна Грохова, тенор Мартин Славик и баритон Йиржи Брюклер органично встраивались с сольными фрагментами в общий хоровой баланс. Местами музыка немного напоминала Малера времен цикла «Песни странствующего подмастерья» (характерные валторновые зовы в «Легенде из дыма картофельной ботвы»), местами – хоровые песни Брамса, а местами и Мусоргского со Стравинским с их подчеркнутым вниманием к слову и интонации.

Лукаш Василек деликатно обозначал вступления, в его жестах чувствовалось искреннее любование звучащей гармонией. Архаические попевки складывались в мелодии удивительной красоты, поддерживаемые стройными аккордами. В них слышно было благоговение композитора и исполнителей перед родной землей, ее обычаями и культурой, продолжающей нести отблеск мудрости и света прошедших веков.

На снимке: Пражский филармонический хор на сцене Концертного зала Мариинского театра

Фото Валентина Барановского

Поделиться:

Наверх