АРХИВ
30.09.2015
ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ!
На конгрессе в Якутске присутствовала Шила С. Вудворт – педагог из США, президент Международного общества музыкального образования (International Society for Music Education, или ISME), организации, являющейся частью Международного музыкального совета ЮНЕСКО

– Госпожа Вудворт, какие задачи Международного общества музыкального образования вы считаете важнейшими?

– Наша главная цель – поддерживать музыкальное образование во всем мире. Поддерживая музыкальное образование для всех, мы способствуем сотрудничеству, налаживанию связей между музыкантами и педагогами планеты. Проводя конференции, онлайн-консультации и дискуссии, издавая журналы, мы распространяем опыт лучших педагогов, а также находим лучшую практику исследований и философию обучения.

– Какие методики музыкального образования вы определили бы как главные и что можете посоветовать для их практического применения в разных странах?

– В мире множество разных культур, каждая имеет свой «музыкальный фонд», основание для развития, и невозможно сказать, что некое конкретное музыкальное образование является лучшим, – рекомендации, единой для всех, не существует. В каждой культуре – свои технологии обучения. Они могут нравиться или не нравиться тем или иным людям, как может нравиться или не нравиться та или иная музыка, и выбирать – это их право.

– На конгрессе вы рассказали о нововведении ISME, когда представители разных стран поют в режиме онлайн (по интернету). Какие еще технологии использует Международное общество музыкального образования?

– Сейчас самая современная технология – видеоконференцсвязь. Это очень хороший метод, чтобы люди из разных стран, в том числе из России, даже из сельской местности, могли бы получить, во-первых, образование, а во-вторых, поучаствовать в разных проектах. Если связь хорошая, человек получает полное впечатление, что находится в классе. Такая возможность не зависит ни от уровня образования человека, ни от расстояния, на котором он находится, ни от экономики конкретной страны, она и делает образование доступным для всех. Подобные технологии соответствуют идеологии ISME.

– Помогают ли государства, фонды, спонсоры деятельности вашего общества?

– ISME организация небогатая, она существует за счет членских взносов, а поскольку учителя музыки не очень обеспеченные люди, то и взносов немного. Есть небольшой доход от конференций, которые проводит общество, есть и спонсор, он является главным донором.

– Как вы оцениваете российскую систему музыкального образования? Что вам в ней нравится?

– Не могу быть судьей. Я побывала в трех учреждениях в Санкт-Петербурге и в одной из школ видела, как обучают музыке детей в возрасте от двух с половиной до четырех лет. Это был лучший пример, который я когда-либо наблюдала в мире. Я посещала также учреждения университетского уровня, и то, что удалось увидеть, меня сильно впечатлило – любовью, даже страстью к музыке и уважением, которое проявляется к национальной музыкальной традиции. А еще тем, как эти любовь и уважение передаются следующим поколениям. Что касается собственно обучения классической музыке, то это был один из примеров самой строгой трудовой дисциплины, этики, которую я где-либо видела. Говоря о трудовой дисциплине, я не имею в виду механическую работу – я говорю снова о чувстве, которое вкладывается в эту работу, и о ее профессионализме. У вас в этом плане очень богатые традиции – из России вышли величайшие музыканты. И отрадно, что ваши образовательные учреждения придают большую ценность музыке как составной части русской культуры.

– Что из российского опыта вы считаете возможным применить в музыкальном образовании США?

– Я бы хотела привнести ту ценность, которую люди видят в музыке здесь (и чего нет у нас), и ту страсть, с которой они относятся к национальному культурному наследию, а еще – перенять трепетное отношение к самой идее о том, чтобы научить музыке каждого ребенка. Третье, что я бы внесла в американскую систему образования, – российское умение включать этнический элемент в образовательную программу. Это присутствует и в США, но не на таком, как в России, уровне.

– Как вы оцениваете работу прошедшего конгресса?

– Ничто так не ценно, как то, когда учителя музыки собираются и вместе что-то делают: это дает очень большой эффект. Такой опыт иногда может полностью поменять жизнь педагога. Когда они работают в одиночку, варятся в собственном соку, основываются в работе только на собственном опыте, это одно. Но совсем другое, когда они собираются вместе: происходит разрыв шаблонов, люди открывают для себя много нового, подчас того, о чем они и не подозревали. Из каждой такой встречи я привожу драгоценные камешки опыта, которым делились со мной люди.

– Что вам запомнится как самое яркое впечатление от встречи в Якутске?

– Дети, конечно же, дети! Их прекрасные открытые лица, сияющие глаза, музыка у них буквально льется из сердца. Такое сочетание невинности и в то же время серьезности, страстности незабываемо!.. Я бы хотела в будущем увидеть, что каждый ребенок в Якутии играет на музыкальном инструменте. Положено начало очень достойному движению. Это как приливная волна, которую невозможно остановить. И это дорогого стоит. 

Поделиться:

Наверх