АРХИВ
09.12.2011
ПЕРЕКРЕСТОК КУЛЬТУР – В КРАСНОЯРСКЕ

Летом будущего года в Красноярске планируется провести III Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона – то есть возродить и продолжить инициативу, возникшую в 1990-е годы.

Эту новость мы узнали, можно сказать, из первых уст – от министра культуры Красноярского края Геннадия Рукши. Наша встреча состоялась после превосходного концерта – 21 ноября в Москве выступал Красноярский государственный ансамбль танца Сибири. Один из самых популярных российских хореографических коллективов, в прошлом году отметивший полувековой юбилей, представил программу на основе восстановленных номеров основателя ансамбля Михаила Годенко, чье имя он заслуженно носит.

Выступление ансамбля танца Сибири в Москве состоялось второй раз за последние 10 лет и стало возможным благодаря поддержке министерства культуры Красноярского края. Неудивительно, что в числе почетных зрителей концерта в Зале имени Чайковского присутствовал министр культуры края. Темой нашей беседы стал грядущий фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

- Геннадий Леонидович! Вначале позвольте вопрос, связанный с историей фестиваля. Он ведь был заявлен как триеннале, то есть проходящий раз в три года, затем прошел дважды – в 1992-м и 95-м – и, кажется, очень успешно прошел. Почему же фестиваль так долго не получал своего продолжения и почему стало возможным продолжить его теперь?

- Вопрос правомерный и важный. Действительно, возникла большая пауза с момента проведения последнего фестиваля, и это при том, что единодушно было признано, можно сказать, мировым сообществом – деятелями культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что наш красноярский фестиваль – один из крупнейших в этом международном регионе с такими огромными территориальными границами. Одно из объяснений затянувшейся паузы – смена как раз на «стыке» второго и третьего фестивалей политического руководства Красноярского края, которое не проявило энтузиазма в отношении этой идеи. Однако жизнь показывает, что политики иногда ошибаются. Оттого, что фестиваль на столь длительное время прекратил свое существование, лучше, конечно, никому не стало. Мы потеряли важный ресурс привлечения интеллектуально-художественного потенциала в наш регион, Красноярский край остался без крупного художественного мероприятия международного уровня. Теперь же, когда в нашей стране утверждается многовекторная политика, когда российские регионы могут самостоятельно себя позиционировать, сменившееся руководство Красноярского края заинтересовано в возрождении культурного начинания, и организация фестиваля стала возможной, тем более что фестиваль этот соответствует многим сегодняшним задачам.

Не надо забывать о том, что Красноярский край находится в центре России, рядом – центр Азии; Красноярск притягателен с точки зрения своего географического положения, его пересекают важнейшие транспортные коммуникации. Именно поэтому здесь настоящий перекресток культур, в котором сходятся европейское и азиатское культурные начала, имеющие глубокие исторические корни и интенсивно развивающиеся, что особенно очевидно в случае с азиатскими культурами. Красноярск словно бы предрасположен к диалогу культур, и это одна из важнейших причин, по которой наше решение о проведении фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона было поддержано президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Нам обещана поддержка на федеральном уровне, что лишний раз подчеркивает культурно-стратегическую важность фестиваля. Сейчас сложно сказать о конкретных формах этой поддержки, она может быть разная – экономическая, административная. Но сам факт поручения президента России – это уже поддержка. Это гарантия того, что фестиваль состоится, и мы будем его готовить.

- Какова основная идея и конкретная задача фестиваля на сегодняшнем этапе?

- На сегодняшний день важно консолидировать художественную составляющую – культурный потенциал Азиатско-Тихоокеанского региона в таком крупном городе, как Красноярск, и в таком крупном крае, как наш Красноярский край. У нас есть все основания, чтобы ставить такую задачу. Мы традиционно проводим международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо», на который ежегодно в Шушенском собирается около 30 тысяч участников и гостей, так что опыт организации масштабного международного мероприятия у нашего министерства культуры есть. Думаю, что интерес к фестивалю стран Азиатско-Тихоокеанского региона будет не меньше. «Саянское кольцо», в принципе, решает именно ту задачу, о которой я сказал: работает как «центр-перекресток» современных культурных потоков. Но задача эта как чрезвычайно важная требует активного расширения наших действий.

Что касается фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, то мы хотели бы сохранить его прежний алгоритм и так же, как было задумано изначально, проводить раз в три года. Хотя бы потому, что потребуется время на подготовку все новых и новых фестивальных проектов.

- Ваш фестиваль имеет в своем названии слово «музыкальный». Каковы его отличительные черты в сравнении, например, с учрежденным в Екатеринбурге и впервые уже прошедшим в сентябре музыкальным Евразийским фестивалем?

- Во-первых, мы не претендуем на статус евро-азиатского фестиваля. Наш фестиваль обращен к несколько иному географическому региону. Во-вторых, екатеринбургский фестиваль основан на академической музыке, а палитра нашего фестиваля значительно разнообразнее. Мы не претендуем ни на евро-азиатский лейбл, ни на строго музыкальное содержание фестиваля. Строго музыкальным он не был и прежде. Наше намерение – объединить как можно больше искусств и жанров. И классическую музыку, и народную культуру, и оперу, и балет, и некоторые направления шоу-бизнеса – все это мы хотим представить в Красноярске как некий сгусток событий и как, повторюсь, пересечение культурных традиций.

- Каков, все же, процент чисто музыкальных событий на фестивале? И по какому принципу приглашаются участники – кстати, сколько их будет?

- О каких-либо процентных соотношениях говорить пока рано: программа фестиваля еще только формируется. Замечу лишь, что у нас действует заявочный принцип, так что наш фестиваль – сверхдемократичный. Мы надеемся на представительство большого числа стран. На сегодня уже заявили о своем желании участвовать Сингапур и Австралия – дирижеры из этих стран работают с нашим симфоническим оркестром. Мы ожидаем большую группу музыкантов из Японии, участников из КНДР и Китая. В наших планах – выступление впервые в рамках фестиваля совместного камерного оркестра, созданного из студентов Красноярской государственной академии музыки и театра и консерваторий, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сейчас наш Красноярский театр оперы и балета готовит к постановке оперу Римского-Корсакова «Садко», в которой, как известно, есть арии гостей – варяжского, индийского и так далее. Так вот, мы бы хотели, чтобы эти арии на фестивале спели наши гости из-за рубежа. Один из них – монгольский певец – уже точно примет участие в этом оперном проекте. Исключительно привлекательной может получиться балетная часть фестиваля – есть замечательная балетная школа на Филиппинах, интересные балетные труппы в Китае, Корее, Японии, и на приезд некоторых из них мы рассчитываем.

- На каких площадках развернется фестиваль?

- У нас достаточно широкий выбор площадок. Это музыкальный и оперный театры Красноярска, большой концертный зал краевой филармонии – самый современный в Сибири (с американской акустической системой, позволяющей петь без микрофона), малый и камерный концертные залы, органный зал. Плюс концертные площадки в культурно-досуговых учреждениях и, конечно, площади и улицы большого города Красноярска. В рамках фестиваля мы планируем провести и мероприятия, связанные, например, с днем города. Так что в этом случае фестивальной «площадкой» станет весь Красноярск.

- Каков прогнозируемый результат III Международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона?

- Сегодня делать прогнозы трудно, нам предстоит большая работа, и это пока главный «прогноз». Мы полны энергии и желания сделать так, чтобы фестиваль получился, прежде всего, инновационным. Мы должны уже сейчас пригласить таких исполнителей, которые обогатят культурную палитру не только Красноярского края, но и Сибирского федерального округа. И будем надеяться, всей Российской Федерации!

Поделиться:

Наверх