АРХИВ
27.09.2013
УЧЕБНЫЙ ГОД ПО НОВОМУ ЗАКОНУ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» наконец вступил в силу: с 1 сентября его действие распространяется на образовательные учреждения всех уровней. Грядущие перемены в жизни детских школ искусств комментирует генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства Ирина Домогацкая.

– Ирина Ефимовна, как вы оцениваете новый закон – можно ли было сделать его лучше?

– Мне кажется, закон, который мы теперь имеем, является на сегодняшний момент оптимальным. Если оценивать его с точки зрения системы образования в сфере культуры и искусства как части всей системы образования, то практически вся специфика этой системы – в той мере, в которой ее можно внести в документ такого высокого уровня, – действительно вошла в этот федеральный закон. Теперь все, что связано с образованием в сфере культуры и искусства, насыщено существующими в законодательстве положениями. И самое важное, наверное, – это раскрытые в содержании нового законодательства принципы, которые касаются всей системы образования. Мы, наконец, договорились о том, что такое образование, обучение, воспитание, а до этого момента мы ведь даже не имели четко сформулированных и всем ясных определений этих понятий, – обсуждали их, но каждый всегда имел в виду что-то свое. Теперь же мы получили законодательно оформленные определения, притом довольно понятно и, я бы сказала, неформально, по-человечески изложенные в самом начале текста документа. И мы понимаем, что образование – это и обучение, и воспитание, и формирование знаний, умений и навыков, что, подчеркну, крайне важно в образовании в сфере культуры и искусства, где вся методика и весь образовательный процесс ориентированы на формирование практических навыков.

Сегодня четко определено, что такое федеральные государственные требования. И эта очень весомая составляющая законодательства – федеральные государственные требования – связана фактически только с предпрофессиональными программами. Закон устанавливает, что федеральные государственные требования – это обязательные требования к дополнительным предпрофессинальным программам. И мы, наконец, имеем законодательно зафиксированное видение государства того, как должна работать система детских школ искусств. Кстати, это видение не входит в противоречие с традициями и спецификой системы.

В сегодняшнем законодательстве об образовании учтены многие важные позиции, устранены неточности, противоречия и пробелы. Например, наконец-то четко сформулировано, кто такой педагогический работник, определены и такие понятия, как инновационная и экспериментальная деятельность, о чем много говорили, не всегда понимая, что это такое, а теперь – пожалуйста, применяйте на практике. Стали понятны ориентиры и государственной политики, и педагогической и культурной общественности. В законе собраны все изменения – в том числе экономические, социальные и, конечно, те конкретные изменения, которые за двадцатилетие прошли в образовании, сложившись в довольно стройную систему.

Но, конечно, закон носит не только «собирательный» характер – он открывает и новые пути, в том числе пути развития системы образования в сфере культуры и искусства, детских школ искусств. Например, обозначена новая форма реализации программ – так называемая сетевая форма. Это означает, что одну и ту же программу могут реализовывать несколько разных по типам организаций: ДШИ и общеобразовательная школа, ДШИ и детский сад, ДШИ и учреждение среднего профессионального образования, ДШИ и музей и так далее. И это содружество сил, направленное на эффективное достижение результата, законодательно определяется договорными отношениями и, соответственно им, софинансированием, которое согласно закону может существовать. Если заработает эта сетевая форма реализации программ, может быть, мы преодолеем, наконец, выработанный десятилетиями антагонизм между школой искусств и общеобразовательной школой. Общеобразовательные школы почти стопроцентно отрицательно относятся к деятельности школ искусств, потому что это какие-то «другие» школы, это какие-то особенные дети, к которым почему-то нужно по-особенному относиться и которым нужно свободное время для каких-то особенных занятий. В противовес этому непониманию теперь школы искусств и общеобразовательные школы могут работать друг на друга, и система дополнительного образования детей в общеобразовательной школе – что тоже, сегодня очень важно, и на это государство дает определенные часы, – может реализовываться двумя силами совместно, с объединением кадров и финансирования.

– Ну а что в законе напрямую относится к интересующей нас теме?

– Если говорить о законе в контексте характеристики системы образования в сфере культуры и искусства, то нужно отметить, что здесь довольно полно представлено все, что было зафиксировано в 2011 году федеральными законами № 144, № 145 и № 160. Все позиции внесены в новый закон – частично рассредоточены постатейно, максимально собраны в 83 статье, – и их, я надеюсь, уже прекрасно изучили все преподаватели и руководители учебных заведений нашей системы. Заложенные в отныне действующий закон, они дают возможность Министерству культуры РФ как правоустанавливающему органу реализовывать свои права на отражение специфики нашей системы в подзаконных актах. А введение подзаконных актов и их реализация – это следующий очень важный вопрос и путь, по которому мы будем двигаться в ближайшее время. Закон – рамочный документ, а подзаконные акты говорят о любом конкретном шаге, начиная, например, от приема в ДШИ, получения документа установленного образца на выпуске и так далее.

– Подзаконные акты – это механизм и гарантия работы закона. Достаточно ли их на сегодня?

– К 1 сентября нам хотелось бы видеть все подзаконные акты, которые необходимы для реализации закона, но увы. Однако в течение лета вышла уже довольно значительная часть подзаконных актов. В частности, приказом Министерства культуры РФ утвержден перечень 15 предпрофессиональных программ. Перечень не закрыт, потому что система будет развиваться и перечень предпрофессиональных программ может быть дополнен новыми программами. Сейчас в министерстве готовится приказ по порядку приема в детскую школу искусств, вносятся изменения в уже действующие федеральные государственные требования в соответствии с новой терминологией и новыми положениями федерального законодательства. Готовится подробный рекомендательный документ по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, где будет прописано, как они между собой соотносятся, каковы их цели и задачи, каков режим учебного процесса, объем учебной нагрузки по каждой из них и так далее. Вся эта работа – в помощь директорам школ.

Сегодня сама структура образовательного процесса в детской школе искусств получается довольно сложная. Например, новый закон об образовании внес совсем новый вид программы – это общеразвивающая программа в области искусств. Скоро увидят свет примерные учебные планы по общеразвивающим программам для ДШИ, и школам нужно будет войти в этот процесс, его проанализировать, увидеть свои возможности – насколько школа готова (имеет ли возможности и желание) реализовывать помимо предпрофессиональных программ новые общеразвивающие программы. А они имеют совершенно особые цели и задачи. Конечно, они не будут долгими (это не восемь и даже не пять лет, а три-четыре года) и трудоемкими, как предпрофессиональные программы. Они – удовлетворение других потребностей детей и родителей. И школа может быть привлекательной и по этому виду программ.

Мы сейчас, на рубеже нового учебного года, проводили встречи в регионах и увидели, что ДШИ стремятся войти в новое законодательство. В регионах до 80% школ искусств уже отлицензировали и начали образовательный процесс по предпрофессиональным программам. Значит, этот процесс должен быть продолжен. И, конечно, введение новых общеразвивающих программ ставит новые задачи именно в этом учебном году. Нужно понимать, что к 1 мая 2014 года, когда школы начнут новый прием, они встанут перед дилеммой. Один вариант – предпрофессиональная программа, второй вариант – общеразвивающая. Третьего не дано (то есть школы доучивают детей по «старым» программам и вводят предпрофессиональные и общеразвивающие, если таковые им необходимы). Это одна из самых важных, проблемных задач, которые будут стоять перед школами в этом году.

Еще одна деталь. В новом законе об образовании мы не найдем указаний на конкретные источники финансирования детских школ искусств – это не компетенция данного закона. Но закон ставит целью новый механизм финансирования, для детских школ искусств в том числе. Это нормативно-подушевое финансирование. Вся система теперь будет иметь один механизм бюджетного финансирования образовательной системы через четко определенный норматив: сколько стоит каждый ребенок по той или иной образовательной программе. В настоящее время в министерстве разрабатываются рекомендации по определению нормативных затрат на каждого ребенка в ДШИ, для того чтобы школы могли перейти, посчитав свои затраты, на нормативно-подушевое финансирование. Уже в самое ближайшее время (в октябре) ожидаются все нормативы и подзаконные акты, о которых я говорила и автором которых является Министерство культуры РФ.

– Что же конкретно изменится в новом учебном году в жизни школ?

– Самое главное это то, что в течение этого учебного года все ДШИ должны перейти на реализацию предпрофессиональных программ, ведь предпрофессиональная программа – основной видовой признак детской школы искусств, иначе они могут потерять статус детской школы искусств. Это очень важно.

– Помню по прежним нашим разговорам, что слово «предпрофессиональная» применительно к образовательной программе в ДШИ многих настораживало и даже пугало.

– Есть неправильное понимание предпрофессиональной программы как очень сложной, обязательно ведущей ребенка в профессию. Но вспомните, ведь и раньше наши школы фактически работали по предпрофессиональным программам. Это был четко установленный учебный план, с годами обучения, с промежуточной и итоговой аттестацией. В принципе, ничего не изменилось, просто законодательно закреплено то, что наши школы делали всегда. При этом сегодняшний закон говорит и о том, что федеральные государственные требования и даже государственные образовательные стандарты, устанавливая определенные нормы, предполагают возможность вариативности учебного материала, то есть уровень сложности может быть разным. Открыв перечень федеральных государственных требований, вы не прочтете, что на выпуске из школы дети должны играть, скажем, Пятую фортепианную сонату Бетховена. И вообще не увидите названий конкретных произведений. Вы найдете общие требования: какие жанры, какие элементы фактуры должен освоить ребенок. Он, например, обязательно должен играть полифонию, освоить определенные технические стороны музыкального исполнительства. Но конкретно ничего не обозначено – вся конкретика в программах, которые каждая школа самостоятельно разрабатывает. Мы же, разрабатывая программы школьных учебных предметов в прошлом году, рекомендовали, например, несколько вариантов исполнительских программ – от упрощенных ко все более сложным. Так что в новый образовательный процесс можно будет встроиться самым разным детям.

С другой стороны, а какова же тогда роль общеразвивающего блока? Давайте представим, что к какому-то моменту ребенок поймет, что ему сложно нести объем предпрофессиональной программы. И тогда школа предложит ему другие программы, более доступные и менее объемные, на которые он может перейти, осваивать их и ставить для себя иные задачи. Смысл общеразвивающих программ, в частности, и в этом: удовлетворить разные образовательные потребности с учетом склонностей, способностей различных детей, с учетом того, как они себя в этом образовательном процессе начинают ощущать.

– У этого вопроса есть и такой аспект: зарплата педагога. Предположим, ребенок занимается по предпрофессиональной образовательной программе, а затем переходит на общеразвивающую и уходит от своего педагога. Между тем нормативно-подушевое финансирование предполагает, как говорится, получение денег за количество голов.

– Это проблема не педагога, а руководителя. Согласно законодательству руководитель обязан предоставить педагогу ту нагрузку, на которую он рассчитывал, которая была у него в начале учебного года и по закону фактически не может быть уменьшена. Это головная боль для руководителя, который в данном случае должен изыскивать резервы, чтобы восполнить контингент. Он вообще должен держать контингент, не уменьшая его в течение года.

– Как изменится в этом году жизнь административно-преподавательского корпуса школ искусств, какая новая нагрузка ложится на администрацию?

– Нагрузка ложится большая, возникает несколько новых проблем. Ведь реализация федерального законодательства сегодня – это как раз та прямая обязанность, которую будут выполнять и учредитель детской школы искусств – руководитель муниципального образования, и директор школы – весь административный персонал. Речь не о том, чтобы просто изучить новое законодательство: «прочитал – принял к сведению – положил в стол». Ни в коем случае. Для того чтобы законодательство заработало в каждой конкретной школе, каждый конкретный руководитель должен разработать у себя собственную локальную нормативную базу, адаптировать подзаконные акты под свою деятельность – вот что очень важно. По существу, он должен воспользоваться тем правом, которое ему дает законодательство. Ведь проверка деятельности школы – это проверка соответствия образовательного процесса федеральному законодательству, и проверяющие смотрят как раз вот эти локальные акты. Это целый пакет документов, который нужно разработать или переработать, дополнить и изменить. И сегодня это та проблема, которой руководитель должен заниматься в первую очередь. Должны быть разработаны новые правила приема обучающихся, порядок перевода, отчисления учащихся, восстановления в образовательной организации отчисленных и так далее. Все эти акты создают сами школы на основании позиций и статей федерального законодательства. Кстати, в связи с введением нового закона вводится и новый порядок аттестации педагогических работников. Отныне аттестация на соответствие должности будет проводиться в образовательном учреждении, а это значит, что в школе должна быть создана своя аттестационная комиссия. Первая и высшая категория остаются в полномочиях аттестационной комиссии более высокого уровня, а вот аттестация на соответствие должности – теперь право школы. Школа сама определяет качество работы своих педагогов, и это очень серьезное нововведение.

– Школа теперь имеет больше свободы?

– Больше прав, так скажем.

– Сколько школ искусств начали у нас в стране новый учебный год?

– Свыше 5000 школ. И большинство уже включено в новый процесс, начинают работать по-новому.

Поделиться:

Наверх