АРХИВ
28.02.2013
ШКОЛЫ ИСКУССТВ: КОНЦЕПЦИЯ БУДУЩЕГО

Концепция развития сети ДШИ находится в стадии разработки, и ее окончательный вариант пока даже не прогнозируется. И все-таки некоторые вопросы относительного этого документа мы обсудили с генеральным директором Института развития образования в сфере культуры и искусства И.Е. Домогацкой.

– Ирина Ефимовна, в чем заключается сегодняшняя работа над документом и каков его статус?

– В настоящий момент все отрасли социальной сферы – медицина, образование, культура – вызывают особый интерес у общественности, так как каждая из них – это сфера интересов каждого человека. Сегодня как никогда активно ведется работа над определением будущего, связанного с духовным здоровьем нации, гарантом которого являются культура и художественное образование. Будущее – это и наши дети, поэтому, определяя, каким оно будет, мы определяем, в каком обществе и как будут они жить. Будет ли у них сохранена возможность реализовать себя, попробовать свои силы в творчестве, различных видах искусства, соприкоснуться с той сферой, которая в детском возрасте пробуждает задатки и способности ребенка, гармонизует эмоции, определяет устойчивое развитие личности, устанавливает связи ребенка с окружающим миром.

Речь, конечно, идет о детской школе искусств, за судьбу которой мы вновь волнуемся и все сегодня несем ответственность. Много лет основной задачей образования в сфере культуры и искусства было его сохранение. Сегодня, наконец, ставится вопрос о его будущем. Согласитесь, что полноценное развитие любой отрасли связано с тем, насколько понятен и ясен путь ее развития.

Концепция развития детских школ искусств должна согласовываться и с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», который только утвержден и который мы не можем не учитывать, потому что там прописаны основные нормы и понятия, в том числе для системы дополнительного образования детей и для детских школ искусств. Концепция должна согласовываться и с Межведомственной программой развития дополнительного образования детей, которая также находится в стадии разработки. При этом один документ не может опережать другой, они должны быть в согласии между собой и не должны противоречить друг другу.

Сразу скажу, что сейчас нет смысла обсуждать тот вариант документа, который опубликован на сайте нашего института, – это был некий рабочий вариант, первая реакция, начало серьезной работы, предложение к обсуждению острых, проблемных точек. На одном из этапов разработки к диалогу были привлечены представители общественности: руководители и преподаватели консерваторий и колледжей, детских школ искусств, деятели культуры и искусства, представители системы общего образования. Дискуссии были принципиальными и выявили различные взгляды на путь развития детских школ искусств. В общем, работа продолжается, процесс непростой, и точку ставить рано, поэтому определить что-то конкретное и окончательное, входящее в Концепцию, преждевременно.

– И все же хочется узнать о достоинствах и недостатках изначально предложенного документа: например, что в нем останется без изменений, а что исчезнет навсегда?

– Достоинства и недостатки документа, который находится в стадии разработки, обсуждать не имеет смысла. Сейчас можно говорить лишь о том, что обязательно будет в Концепции. Обязательно будут прописаны цели и задачи системы детских школ искусств, этапы и направления ее развития, реализуемые образовательные программы, вопросы финансирования, анализ системных проблем и пути их решения. Конечно, в первую очередь необходимо определить, что для детской школы искусств является основополагающим, – общеразвивающие или предпрофессиональные программы.

Разработка Концепции – это задание правительства. Над ней трудится созданная приказом Министерства культуры РФ рабочая группа, в которую привлечены специалисты из разных сфер: культуры и искусства, системы образования. Большую заинтересованность в подготовке данного документа проявляет и наше профессиональное сообщество, в том числе учебно-методическое объединение по высшему музыкальному образованию, руководители вузов искусств.

Сама по себе такая работа носит исключительно положительный характер, потому что наконец-то система ДШИ по-настоящему осознается как основополагающая в трехзвенной цепочке «школа – колледж – вуз». И наконец-то мы имеем возможность осмыслить и зафиксировать, что такое детская школа искусств в настоящий момент, каковы ее место и роль в системе образования, в жизни общества, в воспитании и образовании подрастающего поколения. Повторю: идет очень активная работа, и она носит не краткосрочный характер – за ближайшую неделю она не завершится.

– Тогда позвольте «нейтральный» вопрос. В Концепции указано, что сегодня у нас в стране 5 328 школ, которые охватывают чуть больше 12 процентов детей. Как на ваш взгляд, такое количество ДШИ для России – это много или мало? Сколько их должно быть сегодня?

– Я бы не стала говорить о какой-то среднеарифметической цифре, и, в общем, для России это было бы неправильно. Где-то у нас школ достаточно, где-то не хватает. В Москве есть большие муниципальные образования, такие, например, как район Митино: это огромный «город в городе» с населением свыше 200 тысяч жителей – практически город областного значения, – и он имеет только одну детскую школу искусств. Мало? Мало, конечно.

Здесь многое зависит от географии, от того, как развивается тот или иной регион. Если полагать, что каждый регион стремится к развитию, то ДШИ, наверное, мало. Но каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. Конечно, на местах администрации муниципального образования и региона в целом будут анализировать ситуацию, но мое мнение – школы надо сохранять, желательно в том виде, в котором они существует сейчас. Да это, в общем-то, понятно всем.

В чем еще заключается сложность определения нужного количества школ, так это в том, что практически невозможно определить общий знаменатель. Вот есть, допустим, село, в котором две с половиной тысячи жителей. И детская школа искусств в нем всегда была. Но если мы сегодня предложим какой-то новый норматив, который не учитывает специфику таких мест, где только и могут быть малокомплектные школы, то что будет?.. К таким школам в определении их необходимости должен быть особый подход. Тем более что в России их около двух тысяч.

– На сегодня, как я понимаю, нормативы пока не выработаны, а вместе с тем в Москве уже идут пугающие многих процессы: школы, я слышала, объединяют, присоединяют к колледжам…

– Мне сложно давать оценки этим процессам, но дело здесь не в нормативах. На сегодня самая общая задача, которую ставят учредители, это совершенствование системы управления. Сеть московских детских школ искусств одна из самых больших в стране. То есть укрупнение сети, видимо, идет именно в соответствии с задачей совершенствования системы управления такой сложной структурой, которая сложилась в Москве.

– Ирина Ефимовна, когда я читала текст Концепции, то обратила внимание на то, что известные всем проблемы школ названы без какого-либо смягчения. Это такая задача – как можно резче указать на недостатки, раскритиковать, чтобы необходимость перемен была более очевидной?

– Нет. На мой взгляд, критика в адрес системы детских школ искусств в первоначальном варианте Концепции была резкой и несправедливой. 20 последних лет школа, как говорится, выживала, и в этой ситуации руководители и преподаватели делали, что могли, и, кстати, не сдали ни одной позиции, сохранили контингент и наши программы. Мне кажется, оценивая эти тенденции недавних лет, мы понимаем, как много государство задолжало нашей школе. Поэтому основной задачей Концепции является создание условий, которые дадут возможность школе развиваться, преодолевая двадцатилетний период выживания.

– Вы не хотите, чтобы мы обращались к тексту Концепции в редакции вашего института, а я все же скажу, что мне показалось важным и очень хорошим следующее положение: «ДШИ должны находиться только в ведении органов управления культурой».

– У нас все-таки выстраивается, наконец, логическая вертикаль, в которой Министерство культуры РФ является нормотворческим органом и может разрабатывать серьезные документы, которые затем, вниз по вертикали, транслируются в органы управления региона и так далее. На муниципальном уровне какая еще сложность может возникать – там часто вообще нет соответствующей структуры, отдельно отвечающей за культуру, вот в чем проблема. Речь сейчас идет о том, чтобы региону дать больше полномочий, чтобы региональная власть, осуществляя управление, имела влияние на то, что происходит в муниципальных детских школах искусств.

– А как сегодня обстоят дела с ведомственной подчиненностью наших ДШИ?

– По-разному. Вот я сейчас говорила о маленьких муниципалитетах, но у нас есть муниципалитеты, которые управляют миллионными городами. Например, Тольятти, Екатеринбург – это огромные города, и муниципальная власть управляет огромной социальной инфраструктурой. В таких городах все есть: и органы управления культурой, и методические службы, которые специально работают с ДШИ. То есть все очень и очень индивидуально.

Здесь нельзя наломать дров, здесь нужно определить пути, которые позволят сохранить любую школу и дадут ей возможность развиваться, будь то небольшая сельская школа или огромная школа в мегаполисе с контингентом в полторы тысячи детей.

– В Концепции – после того, как ваша рабочая группа уже начала вносить изменения, – появилась строчка о «предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ соответствующих субсидий», так сказать, на нужды школ. Вы полагаете, это положение должно распространяться на абсолютно все школы в стране?

– Вообще-то, теперь по федеральному закону «Об образовании» субъект Федерации может оказывать поддержку муниципальным детским школам искусств, а в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 дано задание правительству «подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

Как раз сейчас идет обсуждение и разработка механизмов, которые позволят это осуществить на практике. На мой взгляд, такая государственная поддержка – очень правильное решение. Потому что часто муниципальное образование, сельское поселение просто не в состоянии финансово обеспечить ДШИ так, как это должно быть. Нужна государственная поддержка. Со стороны субъекта Федерации или федеральной власти, но она обязательно должна быть. Здесь рассматривается аналогия с финансированием общеобразовательных учреждений, в которых существуют норма и механизм субсидирования фонда заработной платы и средств обучения. То есть это уже не задача муниципалитета и совершенно другой источник финансирования.

– Когда планируется завершить работу над Концепцией?

– Сроки окончания пока неизвестны, работа непростая. Надеюсь, что до принятия Концепции она будет направлена на широкое обсуждение в регионах.

Поделиться:

Наверх